Зерновой кризис в Казахстане
Обновлено 10 мая 2022 - 1 год назад
В Казахстане взлетели цены на зерно, муку и продукты, "привязанные" к ним - хлебобулочные изделия, крупы. Стабильная цена сохранилась только на социальный хлеб. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия на нашем рынке дешевого российского зерна. Масла в огонь подлило и наше Министерство сельского хозяйства, введя запрет на экспорт.
"Введение Россией запрета на экспорт зерна в страны ЕАЭС радикально изменило сложившиеся отношения на рынке зерна и муки. Зерно отечественного производства, в отсутствие дешевого российского зерна, резко подорожало. Ни внутренний рынок, ни наши покупатели извне не были готовы к такому стремительному росту", - отметил Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.
В данном случае Министерство сельского хозяйства, несмотря на свои заявления о том, что в стране избыток зерна, все же решило ввести запрет на его экспорт.
Почему такая ситуация сложилась в Казахстане?
Евгений Ган считает, что корни сегодняшнего зернового кризиса имеют более чем десятилетнюю историю.
Во-первых, объединение рынков.
По словам Евгения Гана, в 2009 году Министерство сельского хозяйства объявило, что приоритетными рынками сбыта нашего зерна теперь будут страны Центральной Азии.
"Это произошло после того, как резко возросли затраты на транспортировку нашего зерна в порты Черноморского и Балтийского бассейнов. Зерно стало "непроходным" для портов, поэтому экспортный поток был переориентирован.
И мы стали продавать и зерно, и муку на одних и тех же рынках. В 2009 году в одной из презентаций мы, от имени Союза зернопереработчиков, говорили об этом и отмечали, что такая политика неизбежно приведет к развитию рынка переработки зерна в наших странах-импортерах и сокращению внутреннего рынка экспорта муки", - рассказал Ган.
Но в то время мукомолов никто не слушал.
Мы продавали и продолжаем продавать и зерно, и муку на одних и тех же рынках на условиях равного доступа. В результате все страны, импортирующие нашу муку, стараются перейти на закупку пшеницы и развивать собственную переработку зерна.
Кроме того, для стимулирования развития переработки зерна эти страны применяют меры нетарифного регулирования в торговле, применяя те или иные механизмы для сдерживания импорта муки и стимулирования импорта зерна.
Последние несколько лет Таджикистан применяет дифференцированный НДС на импорт зерна и муки: ставка НДС на импорт зерна - 10%, ставка НДС на импорт муки - 18%. В результате объем экспорта муки в Таджикистан из Казахстана сократился с 460 000 тонн (2007 год) до 96 000 тонн (2020 год) - более чем в четыре раза, при одновременном многократном росте импорта зерна пшеницы из Казахстана - с 218 000 тонн (2008 год) до 1 020 000 тонн (2020 год) - пятикратный рост.
Узбекистан применяет ту или иную меру нетарифных ограничений с 2011 года. В результате в стране, наряду с государственной системой переработки зерна, появились дополнительные частные мощности по переработке зерна в объеме не менее 3 млн тонн (в зерне) в год (оценка Союза зернопереработчиков Казахстана).
Помимо введения нетарифных ограничений на импорт зерна и муки из Казахстана, Узбекистан умело использует свое географическое положение, применяя высокие ставки транзитных тарифов при транспортировке муки казахстанских производителей через территорию Узбекистана в направлении Афганистана и Таджикистана.
В результате, начиная с 2011 года, Узбекистан планомерно снижает объемы импорта казахстанской муки, при этом полностью развивая импорт зерна пшеницы из Казахстана и развивая экспорт продуктов переработки из казахстанского зерна.
Экспорт муки из Казахстана в Узбекистан сократился в 3,6 раза - с 1 млн 243 тыс. тонн (2012 год) до 342 тыс. тонн (2020 год). Экспорт зерна пшеницы за тот же период вырос в 4,5 раза - с 658 тыс. тонн до 2 млн 941 тыс. тонн.
Развитие импорта зерна пшеницы из Казахстана позволило Узбекистану развить свой экспортный потенциал - в 2020 году Узбекистан экспортировал муку в Афганистан в объеме 721 тыс. тонн. То есть 1 млн тонн казахстанского зерна был переработан в Узбекистане и поставлен на афганский рынок.
"Мукомольные заводы Казахстана потеряли рынок переработки зерна в объеме 1 млн тонн зерна, что привело (с учетом среднего коэффициента загрузки по стране) к остановке не менее 15 мукомольных предприятий. В торговой политике наших соседей налицо нарушение всех договоренностей о зоне свободной торговли, о дружбе и добрососедстве - но наша страна никогда на это не реагировала", - сказал Евгений Ган.
Во-вторых, снижение производства пшеницы.
Сразу же после принятия решения о переносе центра экспорта зерновых в страны Центральной Азии было принято решение о сокращении посевных площадей под пшеницу, сказал Ган.
Сокращение субсидий в производстве пшеницы использовалось в качестве стимула для перехода от производства пшеницы. В период с 2009 по 2019 год посевные площади под пшеницу сократились с 14,8 млн га до 11,39 млн га. Соответственно, произошло снижение производства.
Но рынок потребления в странах Центрально-Азиатского региона (и Афганистане) в то же время быстро рос - из-за роста населения в этих странах. Особенно резкий рост наблюдался в Узбекистане и Афганистане.
Центральноазиатский регион является основным экспортным рынком для зерна и муки из Казахстана. Рынки Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана являются по сути монорынками, на которые хлебобулочные изделия поставляются исключительно из Казахстана и России.
Зерно и мука поставляются на афганский рынок из Казахстана и России, а также из Узбекистана и Пакистана.
Рост спроса на хлебные изделия в странах-импортерах вызвал естественный рост спроса на хлебные изделия, ситуация усугублялась тем, что уровень потребления хлебных изделий в этих странах традиционно высок (до 500 граммов в день на человека) и не имеет тенденции к снижению.
"Присутствие Пакистана на афганском рынке все больше сокращается из-за растущего внутреннего потребления зерновых в самом Пакистане (рост населения), что позволило в последние годы увеличить экспорт зерна и муки из Казахстана в Афганистан.
Поскольку Казахстан не мог обеспечить растущий рынок импорта, недостающую часть потребностей страны в зерне - импортеры стали компенсировать за счет ввоза зерна из России.
Таким образом, на фоне сокращения площадей пшеницы в нашей стране рос экспортный рынок потребления хлебобулочных изделий. Отечественное зерно было в дефиците, что привело к увеличению импорта зерна из соседних регионов России. За последние пять-шесть лет Казахстан стал устойчивым импортером российского зерна", - отметил эксперт.
В-третьих, урожайность.
За последнее десятилетие урожайность пшеницы в нашей стране выросла незначительно и достигла уровня 12 ц/га. В то же время урожайность пшеницы в соседних с Казахстаном регионах России росла гораздо более высокими темпами, чему в немалой степени способствовал высокий уровень поддержки агропромышленного комплекса в России.
Сегодня разрыв в урожайности между отечественной и российской пшеницей составляет не менее 5 ц/га, что означает, что стоимость российской пшеницы гораздо ниже, что делает ее привлекательной для импорта в нашу страну, говорит Ган.
Резкое увеличение затрат на производство зерна в нашей стране напрямую отражается на его стоимости. Урожай 2022 года также будет значительно дороже, себестоимость производства пшеницы, соответственно, возрастет.
В то же время рост урожайности пшеницы в России позволяет нивелировать рост ее себестоимости. И привлекательность российского зерна для нашего, внутреннего рынка, будет сохраняться.
В-четвертых, погода и климат.
Последние 4 года урожай в Казахстане оставляет желать лучшего. Климатологи в один голос утверждают, что это следствие глобального изменения климата. А президент страны заявил, что к 2030 году урожайность пшеницы может снизиться почти на 40%.
По данным Программы развития ООН, в ожидаемом климате 2030 года средняя урожайность пшеницы в семи областях - Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской - составит 63%-87% от ее нынешнего уровня.
При таком сценарии развития зернового производства в стране неизбежен дальнейший рост себестоимости производства пшеницы, что крайне негативно скажется на ее конкурентоспособности - как самой пшеницы, так и производимой из нее продукции.
"На этом фоне ожидаемым сценарием станет дальнейшее увеличение импорта пшеницы из Сибирского федерального округа России, что само по себе будет представлять угрозу продовольственной безопасности нашей страны", - уверен президент Союза зернопереработчиков.
В-пятых, статистика.
Статистические данные значительно искажают реальную картину.
Вот реальный пример: по статистике, в летний период, накануне нового урожая, у сельхозпроизводителей остается 500-700 тысяч тонн зерна. Может ли это быть правдой? Союз фермеров отмечает, что у сельхозпроизводителей нет и не может быть такого количества переходящих остатков зерна.
В этом году, согласно статистическим данным, на 1 марта в стране имелось 5,9 млн тонн продовольственной пшеницы, а на 1 апреля - 5 млн тонн. В то же время данные акиматов о фактическом наличии зерна в регионах значительно (местами - в разы) отличались от статистики.
Ситуация усугубляется тем, что статистические агентства перестали предоставлять данные о наличии зерна по регионам - приводится только общий показатель по стране.
"Обзвон сельхозпроизводителей в регионах, который провели мукомолы, подтвердил наши опасения - зерна не так много, как утверждает статистика. Похоже, что в сложившейся ситуации у статистиков есть уникальный шанс - провести обнуление. Списать весь "воздух". Чтобы ситуация не повторилась, необходимо изменить систему сбора и представления данных в органы статистики", - говорит Евгений Ган.
В-шестых, запрет на экспорт российского зерна в страны ЕАЭС.
С введением запрета произошел стремительный рост стоимости зерна отечественного производства - почти на 40%. Весной, как правило, цены и на зерно, и на муку снижаются - сельхозпроизводители, готовясь к посевной, массово выбрасывают зерно на рынок.
Понятно, что такой скачок цен на зерно стал неожиданностью как для переработчиков, так и для покупателей, как на внутреннем, так и на экспортном рынке.
"Слухи о введении ограничений только подогревали рынок, а отсутствие достоверных данных о фактическом наличии зерна стало главным катализатором разогрева цен. Мукомольные предприятия, опасаясь, что экспортный рынок не примет подорожавшую муку, стали массово останавливаться в ожидании прояснения ситуации. И вот тут-то на рынок пришла российская мука, которая оказалась дешевле отечественного зерна. Повторяю: российская мука дешевле отечественного зерна. И введенное ограничение на нее не распространялось. И российская мука хлынула на наш рынок и далее хлынула на рынки Средней Азии. В этих условиях отечественные мукомолы, наконец, поняли, что битва проиграна. И в этом нет их вины", - сказал Евгений Ган.
Как Министерство сельского хозяйства защищает своих переработчиков?
Оно предупреждало их: "Работайте! Если вы не будете работать, Продовольственная корпорация обеспечит страну дешевой мукой".
"Сегодня министерство заинтересовано только в стабилизации цен на социальный хлеб. А как поддержать экспорт - задача второстепенная. Более того - ответственные сотрудники министерства с раздражением говорят, что, оказывается, есть мукомольные предприятия, которые не поставляют муку на внутренний рынок, а работают только на экспорт. И это вместо того, чтобы гордиться этим и поддерживать", - отметил эксперт.
Нынешняя ситуация дала о себе знать:
- Существует Министерство торговли, но нет торговой политики по поддержке и продвижению переработанной сельскохозяйственной продукции на внешние рынки;
- Нет мер по поддержке экспортно-ориентированных предприятий, нет мер зеркального ответа тем странам, которые применяют нетарифные торговые ограничения;
- Емкость экспортного рынка зерна и муки растет, а мы к этому не готовы. Уполномоченное министерство не проводило среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития экспортных рынков;
- Стоимость отечественного зерна в будущем будет расти, и, соответственно, российское зерно будет привлекательным для нашего рынка;
- Российская мука становится сильнейшим конкурентом для отечественных зернопереработчиков;
- Достоверная информация о фактическом количестве зерна и его распределении по регионам могла бы в некоторой степени стабилизировать ситуацию, но ни статистика, ни Министерство сельского хозяйства такой информацией не располагают.
Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍