Зерновой кризис в Казахстане

Обновлено 10 мая 2022 - 1 год назад

В Казахстане взлетели цены на зерно, муку и продукты, "привязанные" к ним - хлебобулочные изделия, крупы. Стабильная цена сохранилась только на социальный хлеб. Такая ситуация сложилась из-за отсутствия на нашем рынке дешевого российского зерна. Масла в огонь подлило и наше Министерство сельского хозяйства, введя запрет на экспорт.

"Введение Россией запрета на экспорт зерна в страны ЕАЭС радикально изменило сложившиеся отношения на рынке зерна и муки. Зерно отечественного производства, в отсутствие дешевого российского зерна, резко подорожало. Ни внутренний рынок, ни наши покупатели извне не были готовы к такому стремительному росту", - отметил Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

В данном случае Министерство сельского хозяйства, несмотря на свои заявления о том, что в стране избыток зерна, все же решило ввести запрет на его экспорт.

Почему такая ситуация сложилась в Казахстане?

Евгений Ган считает, что корни сегодняшнего зернового кризиса имеют более чем десятилетнюю историю.

Во-первых, объединение рынков.

По словам Евгения Гана, в 2009 году Министерство сельского хозяйства объявило, что приоритетными рынками сбыта нашего зерна теперь будут страны Центральной Азии.

"Это произошло после того, как резко возросли затраты на транспортировку нашего зерна в порты Черноморского и Балтийского бассейнов. Зерно стало "непроходным" для портов, поэтому экспортный поток был переориентирован.

И мы стали продавать и зерно, и муку на одних и тех же рынках. В 2009 году в одной из презентаций мы, от имени Союза зернопереработчиков, говорили об этом и отмечали, что такая политика неизбежно приведет к развитию рынка переработки зерна в наших странах-импортерах и сокращению внутреннего рынка экспорта муки", - рассказал Ган.

Но в то время мукомолов никто не слушал.

Мы продавали и продолжаем продавать и зерно, и муку на одних и тех же рынках на условиях равного доступа. В результате все страны, импортирующие нашу муку, стараются перейти на закупку пшеницы и развивать собственную переработку зерна.

Кроме того, для стимулирования развития переработки зерна эти страны применяют меры нетарифного регулирования в торговле, применяя те или иные механизмы для сдерживания импорта муки и стимулирования импорта зерна.

Последние несколько лет Таджикистан применяет дифференцированный НДС на импорт зерна и муки: ставка НДС на импорт зерна - 10%, ставка НДС на импорт муки - 18%. В результате объем экспорта муки в Таджикистан из Казахстана сократился с 460 000 тонн (2007 год) до 96 000 тонн (2020 год) - более чем в четыре раза, при одновременном многократном росте импорта зерна пшеницы из Казахстана - с 218 000 тонн (2008 год) до 1 020 000 тонн (2020 год) - пятикратный рост.

Узбекистан применяет ту или иную меру нетарифных ограничений с 2011 года. В результате в стране, наряду с государственной системой переработки зерна, появились дополнительные частные мощности по переработке зерна в объеме не менее 3 млн тонн (в зерне) в год (оценка Союза зернопереработчиков Казахстана).

Помимо введения нетарифных ограничений на импорт зерна и муки из Казахстана, Узбекистан умело использует свое географическое положение, применяя высокие ставки транзитных тарифов при транспортировке муки казахстанских производителей через территорию Узбекистана в направлении Афганистана и Таджикистана.

В результате, начиная с 2011 года, Узбекистан планомерно снижает объемы импорта казахстанской муки, при этом полностью развивая импорт зерна пшеницы из Казахстана и развивая экспорт продуктов переработки из казахстанского зерна.

Экспорт муки из Казахстана в Узбекистан сократился в 3,6 раза - с 1 млн 243 тыс. тонн (2012 год) до 342 тыс. тонн (2020 год). Экспорт зерна пшеницы за тот же период вырос в 4,5 раза - с 658 тыс. тонн до 2 млн 941 тыс. тонн.

Развитие импорта зерна пшеницы из Казахстана позволило Узбекистану развить свой экспортный потенциал - в 2020 году Узбекистан экспортировал муку в Афганистан в объеме 721 тыс. тонн. То есть 1 млн тонн казахстанского зерна был переработан в Узбекистане и поставлен на афганский рынок.

"Мукомольные заводы Казахстана потеряли рынок переработки зерна в объеме 1 млн тонн зерна, что привело (с учетом среднего коэффициента загрузки по стране) к остановке не менее 15 мукомольных предприятий. В торговой политике наших соседей налицо нарушение всех договоренностей о зоне свободной торговли, о дружбе и добрососедстве - но наша страна никогда на это не реагировала", - сказал Евгений Ган.

Во-вторых, снижение производства пшеницы.

Сразу же после принятия решения о переносе центра экспорта зерновых в страны Центральной Азии было принято решение о сокращении посевных площадей под пшеницу, сказал Ган.

Сокращение субсидий в производстве пшеницы использовалось в качестве стимула для перехода от производства пшеницы. В период с 2009 по 2019 год посевные площади под пшеницу сократились с 14,8 млн га до 11,39 млн га. Соответственно, произошло снижение производства.

Но рынок потребления в странах Центрально-Азиатского региона (и Афганистане) в то же время быстро рос - из-за роста населения в этих странах. Особенно резкий рост наблюдался в Узбекистане и Афганистане.

Центральноазиатский регион является основным экспортным рынком для зерна и муки из Казахстана. Рынки Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана являются по сути монорынками, на которые хлебобулочные изделия поставляются исключительно из Казахстана и России.

Зерно и мука поставляются на афганский рынок из Казахстана и России, а также из Узбекистана и Пакистана.

Рост спроса на хлебные изделия в странах-импортерах вызвал естественный рост спроса на хлебные изделия, ситуация усугублялась тем, что уровень потребления хлебных изделий в этих странах традиционно высок (до 500 граммов в день на человека) и не имеет тенденции к снижению.

"Присутствие Пакистана на афганском рынке все больше сокращается из-за растущего внутреннего потребления зерновых в самом Пакистане (рост населения), что позволило в последние годы увеличить экспорт зерна и муки из Казахстана в Афганистан.

Поскольку Казахстан не мог обеспечить растущий рынок импорта, недостающую часть потребностей страны в зерне - импортеры стали компенсировать за счет ввоза зерна из России.

Таким образом, на фоне сокращения площадей пшеницы в нашей стране рос экспортный рынок потребления хлебобулочных изделий. Отечественное зерно было в дефиците, что привело к увеличению импорта зерна из соседних регионов России. За последние пять-шесть лет Казахстан стал устойчивым импортером российского зерна", - отметил эксперт.

В-третьих, урожайность.

За последнее десятилетие урожайность пшеницы в нашей стране выросла незначительно и достигла уровня 12 ц/га. В то же время урожайность пшеницы в соседних с Казахстаном регионах России росла гораздо более высокими темпами, чему в немалой степени способствовал высокий уровень поддержки агропромышленного комплекса в России.

Сегодня разрыв в урожайности между отечественной и российской пшеницей составляет не менее 5 ц/га, что означает, что стоимость российской пшеницы гораздо ниже, что делает ее привлекательной для импорта в нашу страну, говорит Ган.

Резкое увеличение затрат на производство зерна в нашей стране напрямую отражается на его стоимости. Урожай 2022 года также будет значительно дороже, себестоимость производства пшеницы, соответственно, возрастет.

В то же время рост урожайности пшеницы в России позволяет нивелировать рост ее себестоимости. И привлекательность российского зерна для нашего, внутреннего рынка, будет сохраняться.

В-четвертых, погода и климат.

Последние 4 года урожай в Казахстане оставляет желать лучшего. Климатологи в один голос утверждают, что это следствие глобального изменения климата. А президент страны заявил, что к 2030 году урожайность пшеницы может снизиться почти на 40%.

По данным Программы развития ООН, в ожидаемом климате 2030 года средняя урожайность пшеницы в семи областях - Акмолинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской - составит 63%-87% от ее нынешнего уровня.

При таком сценарии развития зернового производства в стране неизбежен дальнейший рост себестоимости производства пшеницы, что крайне негативно скажется на ее конкурентоспособности - как самой пшеницы, так и производимой из нее продукции.

"На этом фоне ожидаемым сценарием станет дальнейшее увеличение импорта пшеницы из Сибирского федерального округа России, что само по себе будет представлять угрозу продовольственной безопасности нашей страны", - уверен президент Союза зернопереработчиков.

В-пятых, статистика.

Статистические данные значительно искажают реальную картину.

Вот реальный пример: по статистике, в летний период, накануне нового урожая, у сельхозпроизводителей остается 500-700 тысяч тонн зерна. Может ли это быть правдой? Союз фермеров отмечает, что у сельхозпроизводителей нет и не может быть такого количества переходящих остатков зерна.

В этом году, согласно статистическим данным, на 1 марта в стране имелось 5,9 млн тонн продовольственной пшеницы, а на 1 апреля - 5 млн тонн. В то же время данные акиматов о фактическом наличии зерна в регионах значительно (местами - в разы) отличались от статистики.

Ситуация усугубляется тем, что статистические агентства перестали предоставлять данные о наличии зерна по регионам - приводится только общий показатель по стране.

"Обзвон сельхозпроизводителей в регионах, который провели мукомолы, подтвердил наши опасения - зерна не так много, как утверждает статистика. Похоже, что в сложившейся ситуации у статистиков есть уникальный шанс - провести обнуление. Списать весь "воздух". Чтобы ситуация не повторилась, необходимо изменить систему сбора и представления данных в органы статистики", - говорит Евгений Ган.

В-шестых, запрет на экспорт российского зерна в страны ЕАЭС.

С введением запрета произошел стремительный рост стоимости зерна отечественного производства - почти на 40%. Весной, как правило, цены и на зерно, и на муку снижаются - сельхозпроизводители, готовясь к посевной, массово выбрасывают зерно на рынок.

Понятно, что такой скачок цен на зерно стал неожиданностью как для переработчиков, так и для покупателей, как на внутреннем, так и на экспортном рынке.

"Слухи о введении ограничений только подогревали рынок, а отсутствие достоверных данных о фактическом наличии зерна стало главным катализатором разогрева цен. Мукомольные предприятия, опасаясь, что экспортный рынок не примет подорожавшую муку, стали массово останавливаться в ожидании прояснения ситуации. И вот тут-то на рынок пришла российская мука, которая оказалась дешевле отечественного зерна. Повторяю: российская мука дешевле отечественного зерна. И введенное ограничение на нее не распространялось. И российская мука хлынула на наш рынок и далее хлынула на рынки Средней Азии. В этих условиях отечественные мукомолы, наконец, поняли, что битва проиграна. И в этом нет их вины", - сказал Евгений Ган.

Как Министерство сельского хозяйства защищает своих переработчиков?

Оно предупреждало их: "Работайте! Если вы не будете работать, Продовольственная корпорация обеспечит страну дешевой мукой".

"Сегодня министерство заинтересовано только в стабилизации цен на социальный хлеб. А как поддержать экспорт - задача второстепенная. Более того - ответственные сотрудники министерства с раздражением говорят, что, оказывается, есть мукомольные предприятия, которые не поставляют муку на внутренний рынок, а работают только на экспорт. И это вместо того, чтобы гордиться этим и поддерживать", - отметил эксперт.

Нынешняя ситуация дала о себе знать:

  • Существует Министерство торговли, но нет торговой политики по поддержке и продвижению переработанной сельскохозяйственной продукции на внешние рынки;
  • Нет мер по поддержке экспортно-ориентированных предприятий, нет мер зеркального ответа тем странам, которые применяют нетарифные торговые ограничения;
  • Емкость экспортного рынка зерна и муки растет, а мы к этому не готовы. Уполномоченное министерство не проводило среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития экспортных рынков;
  • Стоимость отечественного зерна в будущем будет расти, и, соответственно, российское зерно будет привлекательным для нашего рынка;
  • Российская мука становится сильнейшим конкурентом для отечественных зернопереработчиков;
  • Достоверная информация о фактическом количестве зерна и его распределении по регионам могла бы в некоторой степени стабилизировать ситуацию, но ни статистика, ни Министерство сельского хозяйства такой информацией не располагают.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍