Зерновой коридор под угрозой интервенций

Обновлено 08 августа 2022 - 2 года назад

Дмитрий Патрушев готов снизить прогноз по урожаю и экспорту зерна.

Министерство сельского хозяйства России предупредило о снижении экспорта зерна. Общий урожай в этом году может оказаться ниже запланированного. Чиновники отмечают значительное отставание урожая от прошлогоднего графика. Эксперты говорят, что погода идеальна для сбора урожая, а причину снижения прогнозов видят в неправильной оценке посевных площадей и потере заинтересованности сельхозпредприятий в увеличении экспорта из-за пошлин.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) сообщила, что мировые цены на пшеницу упали на 14,5%. Министр сельского хозяйства Турции Вахит Киришчи заявил, что они упали с 440-450 долларов до 350-355 долларов за тонну. В целом, после рекордно высоких уровней в марте, мировые цены на продовольственные товары продолжают снижаться четвертый месяц подряд. В июле индекс ФАО был на 8,6% ниже, чем в июне 2022 года. Хотя это на 13,1% выше, чем в июле 2021 года, весной индекс вырос на 30%.

Цены на зерно снизились и в Российской Федерации. В конце июля снижение резко ускорилось на Урале, в Поволжье и в Сибири. Пшеница 3 класса на Урале подешевела сразу на 2,65 тысячи рублей, до 16 тысяч за тонну, в Сибири - до 15 тысяч, в Поволжье - до 13,7 тысяч.

Неприятный сюрприз для мировых рынков, однако, может прийти именно из России, которая уже не говорит о рекордных урожаях и огромном потенциале экспорта. Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев рассказал о рисках, которые могут не позволить собрать 130 миллионов тонн зерна в этом году. К ним относятся дожди в ряде регионов, высокая влажность и ветры. Кроме того, в сложившейся ситуации значительно увеличивается нагрузка на сельскохозяйственную технику, а для зарубежной техники существуют сложности с поставками комплектующих.

В результате к 4 августа Россия собрала 56,5 млн тонн зерна, что на 8 млн тонн (12,4%) меньше, чем на ту же дату прошлого года (64,5 млн). Мы полностью обеспечим наш рынок, с этим проблем не будет, сказал министр. "Однако если запланированные объемы не будут достигнуты, нам придется пересмотреть экспортные планы в 50 млн тонн. Это может оказать негативное влияние и на мировой рынок зерна", - сказал он. Чиновник подчеркнул, что проблема заключается не только в российском урожае. США и Европа переживают засуху, Австралия - наводнения, в Индии также плохая погода. В результате все экспортеры сократят поставки.

В 2021 году Российская Федерация собрала в общей сложности 121,4 млн тонн зерна, в том числе 76 млн тонн пшеницы. Экспорт, по данным Министерства сельского хозяйства, в 2021-2022 сельскохозяйственном году (закончился 30 июня) составил 38,1 млн тонн (в том числе 30,7 млн тонн пшеницы). В предыдущем году экспорт составил 49 млн тонн, в том числе 38,4 млн тонн пшеницы. Месяц назад Министерство сельского хозяйства прогнозировало урожай зерна в 130 миллионов тонн (87 миллионов тонн пшеницы). Экспортный потенциал в рекордные 50 млн тонн неоднократно озвучивал президент Владимир Путин, в частности, в конце июня во время видеоконференции с участниками саммита "БРИКС плюс". "У нас будет хороший урожай. Даст Бог, все будет хорошо, и из 37 миллионов тонн, которые мы поставляем на мировой рынок в этом году, мы, скорее всего, сможем поставить на мировые рынки 50 миллионов тонн зерна", - сказал президент.

Сейчас, по словам чиновников Министерства сельского хозяйства, дела пошли неважно как с урожаем, так и с запчастями. Однако эти алармистские заявления Минсельхоза резко контрастируют с оценками состояния природы и прогнозами аналитиков. Так, 5 августа аналитический центр "Русагротранс" повысил прогноз производства пшеницы в России в этом году с 92,7 до 94,1 млн тонн на фоне высокого урожая озимой пшеницы.

"России очень повезло с погодой, она была хорошей с прошлой осени, - сказал Андрей Сизов, директор аналитического центра сельскохозяйственного рынка "Совэкон". - Дожди в некоторых регионах могут ухудшить качество озимых, но урожай яровых культур будет отличным. Мы ожидаем, что урожай зерна составит 137,5 млн тонн, а объем экспорта - 55 млн тонн. Это рекордный показатель". Ранее сообщалось, что "Совэкон" повысил прогноз урожая пшеницы на 1,7 млн тонн, до 80,9 млн, и ее экспорта до рекордных 42,9 млн тонн в текущем сельскохозяйственном году (июль 2022 - июнь 2023).

Не исключено, что лавры российских экспортеров углеводородов не устраивают Министерство сельского хозяйства. Газпром по разным вполне объективным причинам сократил поставки в Европу в первой половине 2022 года более чем на треть (на 34,7%), но руководство компании вполне удовлетворено финансовым результатом, поскольку цены на топливо держатся на очень высоком уровне.

Этот трюк уже сработал для фермеров: в 2020 году РФ экспортировала 49 млн тонн зерна на 10 млрд, а в 2021 году - на 12% больше в денежном выражении, хотя, как мы уже отмечали, объем поставок составил 38,1 млн тонн.

Столь резкий откат прогнозов нельзя объяснить погодой, поскольку в основных зернопроизводящих регионах страны стихийных бедствий не было, сельхозпредприятия также заранее запасаются запасными частями, и их нехватка может возникнуть в следующем году, говорит Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. "Нельзя исключать манипуляцию данными о нехватке зерна как возможный фактор повышения цен, но эта вероятность очень мала. Здесь все гораздо прозрачнее, и американцы, например, со спутников видят каждый гектар, каждую сотню гектаров", - пояснил эксперт. Скорее всего, проблема кроется в неправильной оценке посевных площадей, предположил Остапкович.

Отставание в 7-8 миллионов тонн реально и не может быть объяснено только погодой, - говорит Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза. - Этому есть несколько причин. Во-первых, изначально было заявлено 19 млн. га посевных площадей, но весенняя подкормка была проведена, согласно отчетам, только на 16,4 млн. га. Ограничение на публикацию статистики, введенное Министерством сельского хозяйства в прошлом году, также не позволяет решить эту проблему. Во-вторых, при высоких урожаях возросла нагрузка на технику, простои из-за поломок в течение 10 дней стоят 5% урожая. Санкционные ограничения здесь не являются главной проблемой, проблема носит внутренний характер. Из-за высокой экспортной пошлины рентабельность хозяйств снизилась (из-за пошлины фермеры потеряли почти 450 млрд рублей продаж), финансовые резервы, сформированные в предыдущие годы, иссякли, поэтому значительно подорожавшую технику (один комбайн стоит 20 млн рублей) и запчасти приходится покупать в кредит.

Российские зерновые хозяйства в любом случае соберут 80 миллионов тонн, необходимых для внутреннего потребления, но они просто не заинтересованы в увеличении экспорта из-за высокой пошлины, заключает эксперт.

Почему, несмотря на падение цен на продовольствие, эксперты всего мира продолжают эксплуатировать тему голода - вопрос к этим экспертам, говорит Сизов. "За последние несколько лет количество голодающих в мире продолжает увеличиваться. Снизив цены, темпы этого роста будут уменьшены", - считает эксперт. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш говорил о том, что только в 2020 году число голодающих в мире увеличится на 161 миллион человек.

Пресс-служба Министерства финансов РФ перечислила все проекты, рассмотренные в аналитическом отчете Счетной палаты. Это "Содействие совершенствованию системы государственных финансов РФ", "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ", "Содействие судебной реформе", "Развитие системы государственной статистики-2", "Экономическое развитие Санкт-Петербурга", "Реформа лесного хозяйства и меры по борьбе с лесными пожарами в России", "Реформа лесного хозяйства и меры по борьбе с лесными пожарами в России", "Экономическое развитие Санкт-Петербурга", "Реформа лесного хозяйства и меры по борьбе с лесными пожарами в России", "Реформа лесного хозяйства и меры по борьбе с лесными пожарами в России". Санкт-Петербург", "Реформа управления лесами и меры по борьбе с лесными пожарами в России", "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России", "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" и "Сохранение и использование лесов Российской Федерации".

"Согласно отчету Счетной палаты, оценка влияния достигнутых результатов проектов проводилась в рамках реализации положения о работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией с участием международных финансовых организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2005 года № 43. Оценка результатов проекта определялась в соответствии с показателями достижения целей проекта, определенными в проектной документации. Результаты оценки таких показателей в полном объеме представлены в отчете Счетной палаты", - ответили в ведомстве на вопрос о том, какие положительные результаты и в каких областях были достигнуты благодаря этим займам.

А на вопрос, почему целевые международные займы за десятилетия не помогли качественно улучшить ситуацию в государственном управлении, охране лесов и социальной сфере, Министерство финансов ответило, что в докладе СП "не представлен вопрос о неэффективности использования заемных средств МБРР для реализации проектов по улучшению государственного управления, охраны лесов и социальной сферы".

В ведомстве также пояснили, что в перечне проектов, описанных Счетной палатой, займы МБРР были погашены только по 3 проектам: "Поддержка судебной реформы", "Развитие системы государственной статистики-2" и "Экономическое развитие Санкт-Петербурга". По остальным 6 проектам погашение займов продолжается в соответствии с кредитными соглашениями, в частности, по проекту "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" до 2031 года.

"Следует отметить, что кредиты МБРР, привлеченные Российской Федерацией, но не использованные при реализации указанных проектов, возвращаются кредитору в обязательном порядке в соответствии с кредитными соглашениями", - подчеркнули в Минфине.

Что касается проблемы невозвращенных средств, о которой сообщило СП, то Минфин заявил, что в отчете СП отмечается отсутствие четкой процедуры возврата оставшихся средств софинансирования со счетов групп реализации проектов в федеральный бюджет, которая регулируется российским законодательством. "Вместе с тем, Минфин России контролирует возврат указанных средств в федеральный бюджет, в частности, закрепляя этот порядок в договорах поручения с группами реализации проектов", - говорится в сообщении.

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍