Зерно должно свободно продаваться на мировом рынке

Обновлено 01 января 2023 - 1 год назад

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ VIII созыва Сергей Лисовский ответил на актуальные вопросы о ситуации в отечественном агропромышленном комплексе.

- Сергей Федорович, в этом году аграрии страны собрали рекордный урожай. И это не просто радует, это здорово. Аграрии радуются результату своего труда, и в то же время их беспокоит низкая цена на урожай.

Какова будет государственная поддержка аграриев при его реализации и достаточна ли она, на Ваш взгляд? Какие меры необходимо принять дополнительно?

- Рекордный урожай - это здорово! Но, с другой стороны, это большая проблема. Раньше излишки зерна экспортировались, что было эффективно, но сегодня экспорт ограничен, и на это есть две причины.

Во-первых, это логистические проблемы, связанные со специальной военной операцией и санкциями западных стран, которые усложнили транспортировку. И второе - два года назад Министерство финансов нашей страны ввело пошлины на экспорт зерна. Это была временная мера для стабилизации внутреннего рынка. Но она настолько понравилась Минфину, что эта мера стала постоянной. Как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. И, соответственно, получается, что в следующем году у крестьян "отберут" почти 170 млрд. руб. от продажи зерна на экспорт. Таким образом, у экспортеров тоже возникают проблемы с ценой - они ограничены в возможности маневрировать ею для увеличения продаж. И все это, боюсь, может очень сильно сократить внутренний экспорт. А при таком рекордном урожае, избыток зерна на российском рынке составляет около 70 млн. т с учетом переходящих остатков, это может стать большой проблемой.

Да, Правительство РФ и Минсельхоз приняли программу стимулирования экспорта, но, к сожалению, с учетом всех обстоятельств эти меры не могут быть достаточно эффективными.

- И какие дополнительные меры необходимы для поддержки крестьянства?

- Во-первых, нужно отменить пошлины на экспорт зерна. А во-вторых, эта пресловутая зерновая сделка - это другая история, когда переговоры об экспорте зерна велись Министерством иностранных дел, которое мало что понимает в этом вопросе. И, соответственно, первая часть сделки была провальной для России, потому что формально они согласились снять санкции на российское зерно, но фактически они не сняли санкции на логистику. Соответственно, они экспортировали почти 10 млн т и частично захватили рынки, на которых Россия присутствует уже много лет. Я считаю, что зерновая сделка должна заключаться профессионалами, которые понимают специфику экспорта, и она должна учитывать интересы российской стороны.

- Какова текущая ситуация для аграриев?

- Ситуация складывается непростая. Например, в Курганской области фуражное зерно "упало" в цене до 7-8 тыс. руб. за тонну, что ниже себестоимости производства. Аграрии, как всегда, терпят и ждут.

Поэтому надо торопиться. Либо мы вообще не заключаем эту зерновую сделку, тем самым вынуждая Запад ослабить давление на Россию в плане логистики. А если заключать, то с учетом интересов России, чтобы отечественное зерно можно было беспрепятственно продавать на мировом рынке. И снять пошлины. Все эти вопросы поднимаются в Государственной Думе, но переговоры ведут другие.

Более того, если украинцы публично говорят об условиях сделки, выдвигают свои требования и получают их, то я не слышал от наших переговорщиков никаких требований в случае, если Россия разрешит Украине экспортировать зерно.

Позиция российской стороны, как мне кажется, не совсем ясна.

- Как Вы оцениваете возможность обновления техники аграриями в нынешних условиях? Сегодня существует проблема недоступности импортных машин и запасных частей, удорожания отечественной техники, связанная с укреплением рубля?

- Конечно, сейчас возможности сократились, но фермеры приобрели достаточно много техники в предыдущие годы. Но меня беспокоит тот факт, что уже более полутора лет действует экспортная пошлина, когда у фермеров забирают деньги, которые можно было бы потратить, например, на модернизацию оборудования.

У аграриев много западной сельскохозяйственной техники, а запасные части к ней дорожают. Кроме того, современные тракторы и комбайны - это компьютеры на колесах. Мы все слышали, что были попытки вывести из строя российскую технику, тем самым полностью блокируя ее работу. Это опасность того, что с развитием технологий у фермера может быть современный комбайн, но он не сможет выехать в поле. К сожалению, мы не предвидели такой ситуации, хотя правительство и Минфин могли бы в полной мере оценить эти риски. По-хорошему, надо было разрешить поставлять в Россию только те машины, которые исключали бы возможность отключения дистанционного управления, что, к сожалению, не было сделано.

И сегодня мы должны отдать должное российскому машиностроению, в частности, Ростсельмашу, который смог выстоять в трудные времена и сохранить свои мощности, а сейчас является базой для восстановления нашей сельхозтехники. Конечно, хотелось бы больше продукции, но ситуация не катастрофическая. Той техники, которую приобрели и которую будут производить наши предприятия, достаточно для развития села.

Кроме того, раньше была хорошая программа "Росагролизинга" для КамАЗов-зерновозов. Помню, директора моего предприятия в то время предлагали вместо российских КамАЗов купить импортные Scania и Mercedes, мотивируя это тем, что отечественные ломаются: один едет, другой в ремонте. Но я решил, что для нас будет лучше купить 40 отечественных КамАЗов, 20 из которых будут работать. Стоимость КамАЗов ниже, чем стоимость 5 "Мерседесов". Я считаю, что лучше иметь два десятка КамАЗов, чем 5 "Мерседесов".

Да, российская техника чаще ломается, но хороший хозяин ее возит, и все работает. Кроме того, в современных условиях оборудование отечественного производства более надежно и не подвержено компьютерным атакам с Запада.

- Как Вы относитесь к появлению китайских производителей на рынке сельскохозяйственной техники? Насколько это может помочь аграриям и не помешает ли это отечественным производителям сельхозтехники?

- КамАЗ может производить больше, чем производит сейчас. Но китайские грузовики конкурируют. Причем стоимость китайского грузовика равна только стоимости металла, который тратится на производство КамАЗов. Соответственно, российский грузовик начинает проигрывать.

Я считаю, что правительство должно принять соответствующие меры - либо помочь КамАЗу, либо ввести пошлины на китайские автомобили. Китайский завод выпускает 200 тыс. грузовиков, а КамАЗ - около 40, хотя может выпускать и более 100. Если российский производитель будет выпускать больше, то себестоимость продукции снизится. Государство должно быстро реагировать на внешние и внутренние вызовы, но мы до сих пор не научились регулировать рынки и защищать наших производителей от недобросовестной конкуренции.

- Как Вы оцениваете нынешний уровень продовольственной безопасности в России?

- На сегодняшний день мы полностью обеспечены, с избытком, можем много экспортировать. Да, есть проблемы с тем же оборудованием, но они не критичны. Есть проблемы в семеноводстве, в животноводстве, которые требуют очень быстрого реагирования, но, к сожалению, решения затягиваются, а промедление опасно, особенно в сегодняшней ситуации. Но мы сможем себя обеспечить.

- Каким должен быть бюджет поддержки АПК на следующий год? Что и в каком объеме необходимо усилить в связи с ростом стоимости основных производственных фондов?

- Чем больше, тем лучше. Но не должно быть так, что пошлины, которые изымаются из оборота растениеводства, Минфин потом возвращает в виде поддержки села. Сначала забрали у крестьян, а потом перераспределили и вернули. Это, я считаю, не государственная поддержка, когда забирают, а потом указывают, как тратить свои собственные деньги. Например, с учетом доходов и пошлин на следующий год Минфин заложил 470 млрд, из которых 170 млрд было отобрано у крестьян "пошлинами". Я считаю, что их надо вообще отменить, а эти 170 млрд. дотировать просто из бюджета. Тогда это будет большая помощь. Именно так и должна быть поддержка. Именно из бюджета. Сельские труженики, сэкономив деньги, вложат их в свое развитие.

Но самое главное - эти пошлины создают угрозу сокращения экспорта. Если сегодня зерно не будет продано внутри страны, фермеры понесут огромные убытки, не смогут погасить кредиты, подготовиться к посевной и так далее. И тогда государство потратит на эти пресловутые пошлины гораздо больше, чем заработает.

В сельской местности никогда не бывает легко. А сейчас - тем более. Проблемы, стоящие перед отраслью, необходимо решать быстро. Пока у государства нет четкого понимания, что делать с таким большим урожаем и как его реализовать. Есть какие-то направления, по которым они двигаются, но нет единой системы, где было бы конкретно определено, грубо говоря, что вот это - здесь, а это - там, у нас останется столько-то, сельхозпроизводители получат в среднем такую-то цену за зерно и обеспечат компенсацию затрат и деньги на развитие.

Урожай большой, и это замечательно. Но мы должны быть готовы к его реализации.

- Сергей Федорович, что и в какой степени необходимо усилить в связи с ростом стоимости основных средств производства?

- Нужно увеличить доходы крестьян, а это, как я уже сказал, повинности, которые у них отбирают. Это вопрос регулирования цен на удобрения, которые правительство разрешило повышать на 20% в год. Ни один монополист не имел бы права так повышать цены, но почему-то на удобрения они повысили.

Государство должно регулировать тарифы монополий для сельских тружеников, о чем постоянно говорится, но ощутимых и реальных результатов нет.

В Европе существует программа Agrodiesel, когда специальное топливо окрашивается в зеленый цвет, чтобы его не использовали частники. А для сельскохозяйственных работ оно продается гораздо дешевле.

Но в нашей стране в период посевной и уборочной цены, наоборот, растут.

Надо регулировать тарифы монополий, жестко контролировать их, чтобы они снижали издержки для крестьян.

- Каково Ваше мнение о продолжении традиции проведения выставки-форума "День Уральского поля"? Насколько важно мероприятие такого формата для аграриев?

- Это важное событие. Во-первых, это демонстрация нашего развития. Я помню первые аграрные выставки, которые проходили в Кургане. Если сравнить их и то, что мы имеем сейчас, то разница колоссальная.

Раньше такие масштабные мероприятия были возможны только на федеральном уровне, но теперь мы с гордостью и честью проводим День поля здесь.

Во-вторых, это возможность показать, что достигнуто, и вживую пообщаться друг с другом, наладить производственные отношения. Личное общение очень важно в сельскохозяйственном бизнесе.

"День Уральского поля" - очень важное и нужное мероприятие, которое должно проводиться с учетом традиций. В сельской местности работают люди сильные духом, трудолюбивые, искренне любящие свое дело. Отрадно видеть, как возрождаются сельские профессии, как растет их престиж, и здорово, что с каждым годом в сферу сельского хозяйства приходит все больше молодых специалистов, выбирающих делом своей жизни настоящий труд!

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍