Зерно и рыба могут попасть под ограничения рейдовой перевалки

Обновлено 10 ноября 2021 - 2 года назад

14 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект, который с 1 марта 2022 года вводит ограничения на перевалку некоторых грузов с судна на судно (рейдовая перевалка) за границами морских портов. Из документа следует, что перевалка загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне России будет разрешена только на специальных перегрузочных площадках, закрепленных за морским портом. Их перечень и правила работы утверждаются правительством. В исключительной экономической зоне погрузка и выгрузка должны осуществляться в уведомительном порядке.

Перечень загрязняющих грузов также будет определен отдельным постановлением. В перечень входят уголь, удобрения, наливные химические грузы, нефть и нефтепродукты, сера, сжиженный природный газ, сжиженные углеводородные газы, металлолом, руда и контейнеры, а также зерно и скоропортящиеся грузы. По данным источников из агропромышленных компаний, автором предложений является Министерство транспорта (это подтвердил федеральный чиновник). Запрет не коснется бункеровки, вывоза грузов с нефтяных платформ и аварийной перевалки.

Изначально предполагалось, что ограничения коснутся действительно опасных грузов, и включение в список зерна и скоропортящихся товаров стало неожиданностью для участников рынка. Проект списка был разослан накануне заседания Госдумы, и представители ни зерновой, ни рыбной отрасли не были о нем заранее осведомлены, рассказали два собеседника в компаниях, работающих в этих отраслях. По словам источника, участвовавшего в обсуждении в Минсельхозе, ведомство согласилось на другой вариант, в котором не было ограничений на перевалку зерна.

Критерии, использованные для составления списка грузов, в документах не указаны. Но на заседании в Совете Федерации перед принятием законопроекта в Госдуме было сказано, что зерно потенциально опасно из-за риска возгорания. В проекте постановления в качестве загрязняющего вещества названа "мука и зерновая пыль". Но ее нет в перечне загрязняющих веществ, утвержденном правительством в 2015 году (распоряжение № 1316-р).

Представитель Министерства транспорта не ответил на вопросы о причине и критериях определения списка, пояснив, что проект будет дорабатываться. В мае 2021 года Комиссия Госсовета по транспорту и экологии предложила правительству рассмотреть возможность запрета всех придорожных перегрузок вне портов с марта 2025 года.

Также в Госдуму внесен законопроект об административных штрафах за нарушение правил перевалки опасных грузов. Физических лиц предлагается штрафовать на сумму от 100 000 до 200 000 рублей, за нарушение в исключительной экономической зоне - в два раза меньше, юридических лиц - 5-10 млн и 0,5-1 млн рублей соответственно.

По мнению бизнеса, ограничения снизят конкурентоспособность экспортных товаров и окажут негативное влияние на развитие водного транспорта и судостроения. Запрет рейдовой перевалки приведет к переориентации грузопотоков на железную дорогу и автотранспорт и к росту логистических издержек, считает Рустем Галеев, административный директор Волжского пароходства. По словам Владимира Очатова, заместителя генерального директора АО "Астон" (крупнейшего экспортера растительных масел), стоимость логистики из Поволжья достигает 25% в экспортной цене зерна.

Так, перевозка 1 тонны пшеницы из Самары в Новороссийск по железной дороге составляет $44, по автодороге - $60-95, а по воде - около $30.

По данным федерального центра "Агроэкспорт", зерно находится на 1-м месте по объему экспорта сельскохозяйственной продукции. С 1 января по 10 октября 2021 года зерна было отгружено на $7,7 млрд (30,6% поставок продовольствия). Рыбы и морепродуктов было поставлено на 4,5 млрд долларов, эта категория занимает 3-е место с долей 18%.

По словам представителя Минсельхоза, ведомство направило письмо в Минтранс и правительство о том, что нормы законопроекта поддерживаются, но не должны распространяться на сельскохозяйственную продукцию. Он также отметил, что ограничение рейдовой перевалки при ограниченных возможностях железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна может привести к потере лидирующих позиций на мировом рынке зерна. В случае снижения экспорта существует риск "замедления развития растениеводства и сокращения производства в ряде смежных подотраслей", добавил собеседник издания.

Михаил Бурмистров, генеральный директор компании "Infoline-Аналитика", считает, что запрет на автомобильную перевалку зерна затронет не менее 12 млн тонн экспортных поставок, и компенсировать их за счет альтернативных логистических схем при недостатке инфраструктуры будет сложно. "Запрещать самую экономически эффективную часть российского зернового экспорта, которая от сезона к сезону составляет 30-40% от общего объема, - это нонсенс", - говорит Эдуард Зернин, председатель Союза экспортеров зерна. "Победители биржевых аукционов Объединенной зерновой компании уже сталкиваются с невозможностью своевременно поставить законтрактованные объемы пшеницы по железной дороге", - говорит он. Зернин подчеркнул, что если по этой цепочке пустить те объемы, которые идут речным транспортом по Волге, то железная дорога просто задохнется, сказал Зернин.

Ограничения на перевалку рыбы также создадут проблемы для отрасли. Яйца гельминтов, в частности, признаны опасным фактором для рыбы, которая вскоре будет импортирована. По словам Германа Зверева, президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, "дикая рыба может быть заражена гельминтами - это естественный процесс". Единственный способ выяснить, есть ли в рыбе гельминты, - это провести ветеринарно-санитарную экспертизу в порту, говорит он. По расчетам EAFE, потери при переходе судна из района промысла в порт и обратно только в период промысла в Охотоморском море составят более 75 млн рублей из-за недолова, а дополнительные расходы - 3,7-5 млн рублей. По словам Зверева, в этом промысловом сезоне одному судну придется заходить в порт 5-6 раз, его потери оцениваются в 375-458 млн рублей, а дополнительные расходы - в 18,5-29,7 млн рублей.

Зверев добавил, что в рамках первого этапа программы инвестиционных квот строится 56 рыболовных судов для долгосрочного промысла на расстоянии от 2 000 до 2 500 миль от берега без заходов в порт. "Новое требование ставит под угрозу окупаемость этих инвестиционных проектов и грозит провалом программы", - резюмировал он.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍