Экспортные пошлины грозят убытками сельхозпроизводителям

Обновлено 10 ноября 2021 - 2 года назад

Экспортные пошлины на зерно, масличные культуры и подсолнечное масло были введены, в частности, для сдерживания роста цен на продовольствие. Поскольку внутренние цены на них коррелируют с мировыми, задача пошлин - защитить российских потребителей от резкого роста цен на продукцию на мировом рынке. Автор данной статьи рассуждает о последствиях такого решения

Развитие агропромышленного комплекса в последние годы демонстрирует устойчивую положительную динамику. Так, индекс производства продукции сельского хозяйства в 2020 году, по данным Росстата, составил 101,3% к предыдущему году, 106% к уровню 2018 года, а за 10 лет рост достиг 47%. В том числе индекс производства продукции растениеводства в 2020 году составил 100,7% к 2019 году, 107% к 2018 году и 178% к 2010 году.

По итогам текущего года рост сельского хозяйства, скорее всего, продолжится. По прогнозу АНО "Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка" (далее - Институт Внешэкономбанка), в 2021 году производство продукции сельского хозяйства может увеличиться на 1,3%, в том числе продукции растениеводства - на 1,5% в сопоставимых ценах.

В долгосрочной перспективе на развитие сельского хозяйства будет влиять степень реализации целей увеличения посевных площадей в рамках государственной программы по вовлечению в оборот сельскохозяйственных земель, развития мелиорации, роста эффективности противоэпизоотических мероприятий, осуществления энергетического перехода для снижения выбросов парниковых газов.

Индикативная цена на зерно,

используемый при расчете пошлины, представляет собой среднее арифметическое значение дневных ценовых показателей (дневных биржевых котировок на пшеницу и меслин, ячмень и кукурузу или, при их отсутствии, индексов, рассчитанных на основе внебиржевых контрактов на пшеницу и меслин, ячмень и кукурузу) за все дни периода мониторинга. Индекс округляется до десятых в соответствии с математическими правилами.

Экспортные пошлины сокращают доходы

Рост растениеводства в России и одновременно усиление динамики торговли зерном привели к усилению международной интеграции, включая зависимость внутренних цен от мировых. До 2002 года доля экспорта зерна не превышала 5% производства, но затем постепенно увеличивалась. В 2020 году на экспорт зерна приходилось уже 36% производства, что усилило влияние растущих мировых цен на внутренний рынок.

Для сдерживания роста цен на продовольствие в России был реализован ряд мер, в том числе экспортная пошлина на основные зерновые культуры, действующая с 15 февраля 2021 года, а со 2 июня введен в действие механизм "зернового демпфера", который, как ожидается, станет постоянным. Его первая часть подразумевает плавающую пошлину на основные зерновые культуры, которая рассчитывается на основе мировых цен. Для пшеницы, если мировая цена составляет до $200 за тонну, пошлина не взимается, а если цена выше, то она составляет 70% от разницы между мировой ценой и базовой ценой в $200/т. Для ячменя и кукурузы уровень цены, не облагаемой экспортной пошлиной, составляет $185 за тонну. Чем выше экспортная цена, тем больше средств отсекается пошлиной. Вторая часть механизма "зернового демпфера" подразумевает возврат средств, полученных за счет взимания экспортных пошлин, фермерам в виде субсидий.

Также была повышена экспортная пошлина на маслосемена подсолнечника и рапса, сначала до 30% от таможенной стоимости продукции, вывозимой за пределы Таможенного союза, но не менее €165 за тонну (ранее - 6,5%). С 1 июля 2021 года ставка на подсолнечник увеличилась до 50%, но не менее €320 за тонну.

Кроме того, с 1 февраля по 30 июня 2021 года действует экспортная пошлина на сою - 30% от таможенной стоимости, но не менее €165 за тонну (до этого экспорт сои не облагался пошлиной), а с 1 июля 2021 года по 31 августа 2022 года пошлина на сою составляет 20% от стоимости продукции, но не менее $100 за тонну.

Кроме того, был установлен ограничитель на экспорт подсолнечного масла. С 1 сентября 2021 года по 31 августа 2022 года действует плавающая экспортная пошлина в размере 70%. Она взимается с разницы между базовой ценой ($1 000/т) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц), уменьшенной на размер поправочного коэффициента ($50 за тонну).

Анализ существующих пошлин показал, что при продаже зерна на экспорт они приводили к недополучению доходов фермерами. Так, при экспортной цене пшеницы $270 за тонну пошлина составит $49/т, а при оценке экспорта в текущем урожайном году в 38 млн тонн недополученная выручка достигнет $1,9 млрд. При цене кукурузы $255/т и ячменя $245/т пошлина составит $49 и $42 за тонну соответственно. С учетом экспортного потенциала в 4,5 млн тонн и 5,1 млн тонн недополученная выручка по этим культурам составит $0,2 млрд по каждой. Таким образом, общий объем недополученных доходов по зерновым в сезоне 2021/22 оценивается в $2,3 млрд.

Из-за ожидаемого введения экспортных пошлин участники рынка сдвинули экспорт зерна во времени: основные объемы были отгружены до их введения - в декабре 2020 и начале 2021 года.

Пошлины на подсолнечник фактически стали барьером. По данным Федеральной таможенной службы, в январе-июле текущего года объем экспорта подсолнечника составил 26 тыс. тонн. В 2021 году поставки могут составить всего 11% от уровня 2020 года. Однако, благодаря высоким мировым ценам, снижения экспорта не ожидается, наоборот, ожидается рост поставок, несмотря на пошлину.

В целом, в 2021 году, по нашим оценкам, индекс физического объема экспорта зерна будет ниже, чем в 2020 году. Объемы экспорта основных масличных культур могут снизиться более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, можно отметить отсутствие роста поставок продуктов переработки этих культур.

Введение пошлин предусматривалось в первую очередь для стабилизации цен на продовольствие на внутреннем рынке. В 2020 году цены на продовольствие выросли на 6,7%, что способствовало ускорению инфляции на 2,6 процентных пункта. В первой половине 2021 года цены на продовольствие выросли на 5%, что способствовало увеличению общей инфляции на 1,9 процентных пункта. Из-за роста стоимости основных продуктов питания реальные располагаемые доходы населения в 2020 году снизились на 2%, а доходы людей, живущих за чертой бедности, - на 5,2%, или на 600 рублей в месяц на человека.

В то же время, по расчетам Института Внешэкономбанка, внедрение такого инструмента реагирования на рост цен, как адресная поддержка малоимущих граждан через талоны на питание (продовольственные сертификаты), в сроки 2020 - первой половины 2021 года может обойтись бюджету примерно в 175 млрд рублей, что позволит компенсировать рост цен на основные продукты питания.

Плюсы и минусы зернового демпфера

В России внутренние цены на зерно жестко привязаны к экспортным паритетам, которые, в свою очередь, диктуются мировыми ценами. При этом для пшеницы корреляция внутренних цен с мировыми происходит с запаздыванием в два-три месяца. После начала действия экспортных пошлин на пшеницу внутренние цены продемонстрировали снижение.

Эффект от пошлины на пшеницу для внутреннего рынка в марте - июле 2021 года составил почти 36 млрд рублей, на кукурузу в апреле - июле - 6,7 млрд рублей. Таким образом, эффект от пошлин, с одной стороны, - недополученная выручка сельхозпроизводителей, с другой - снижение затрат для потребителей зерна.

К одному из основных эффектов сельскохозяйственных пошлин можно отнести увеличение разницы между мировой ценой и ценой сельхозпроизводителей. Основным положительным моментом является то, что введение пошлин уменьшило влияние роста мировых цен на внутренние цены, что снизило закупочные цены для переработчиков, а также для животноводов и в результате способствовало стабилизации цен на внутреннем рынке. Задача быстрого реагирования на рост мировых цен была выполнена. Тем не менее, в долгосрочной перспективе зависимость внутренних цен от мировых сохранится. Однако следует отметить, что сейчас преждевременно в полной мере оценивать влияние пошлин на зарубежные продажи, так как их эффект нивелируется высокими экспортными ценами.

Среди недостатков "зернового демпфера" - снижение экспорта и его конкурентоспособности, падение доходов сельхозпроизводителей, сокращение закупок техники и внедрения технологий, снижение конкурентоспособности небольших портов. При этом пошлина устанавливается по средней цене контрактов за неделю на следующую неделю, что делает невозможным долгосрочное планирование. Средства изымаются со всего зернового рынка, а не только у экспортеров, и в виде пошлины собирается только часть, которая вернется к сельхозпроизводителям в виде субсидий. В дополнение к этим недостаткам следует отметить, что использование данного инструмента также имеет ограниченный эффект, поскольку цены на муку и мучные изделия неэластичны к цене на зерно.

Для отладки действующего механизма Институт Внешэкономбанка предлагает внести ряд изменений в нормативные документы. Во-первых, увеличить период расчета плавающей пошлины с одной недели до как минимум одного месяца. Во-вторых, повысить уровень, не облагаемый экспортной пошлиной, со $185 и $200 до $240-250 за тонну для зерна. Это обеспечит более справедливую цену для экспортеров и минимизирует потерю объемов экспорта. Кроме того, возврат средств аграриям за счет предоставления субсидий, предусмотренных постановлением правительства от 6 февраля 2021 года № 118, носит отложенный характер. По расчетам института Внешэкономбанка, возможен следующий эффект: отрасль дополнительно имеет около 126 млрд рублей, что соответствует цене около 20 тыс. тракторов и в 2,5 раза превышает количество тракторов, приобретенных сельхозпроизводителями за год (7,8 тыс.).

В-третьих, необходимо отменить или снизить с 30% до 10-15% ставки пошлин на рапс и отменить пошлины на сою. Можно рассмотреть альтернативу: ввести специальный механизм минимальных экспортных пошлин для Дальневосточного федерального округа или вообще освободить производителей макрорегиона от пошлин.

Кроме того, не помешало бы пополнить интервенционный фонд. Но для этого необходима предсказуемость механизма интервенций и решение вопроса о снижении стоимости хранения зерна. Также необходимо разработать меры продовольственной помощи уязвимым слоям населения (food stamps), направленные на снижение бедности и обеспечение гарантированного спроса на продовольствие.

Реализация этих мер будет стимулировать дальнейший рост сельскохозяйственного производства путем обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей на внешнем рынке и поддержания спроса на внутреннем рынке.

Стыдно отдавать часть своей прибыли

Андрей Белянкин, первый заместитель генерального директора АФГ "Националь":

Конечно, нет ни одного производителя, который бы назвал влияние государственных мер по регулированию рынка положительным. Возможно, для кого-то они не стали столь критичными, но в любом случае отказываться от части своей прибыли неприятно. Мы потеряли из-за ограничений 500-600 миллионов рублей. И мы уверены, что принятые меры абсолютно неэффективны. Сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура для производителей, на которую, в том числе, повлияли мировые цены, должна была позволить им накопить инвестиционный капитал и решить множество долгосрочных стратегических задач, но этот шанс так и не был предоставлен. А ведь мы могли бы инвестировать в инфраструктуру и повышать урожайность.

Рентабельность растениеводства может упасть ниже нуля в Центральном федеральном округе

Максим Мишарев, руководитель агроконцерна "Покровский":

Себестоимость продукции растениеводства, особенно пшеницы, ячменя и кукурузы, растет, и в полной мере мы почувствуем это в 2022 году. Наши хозяйства расположены в Краснодарском крае, климатические условия изначально предполагают более высокую урожайность, но мы уже обеспокоены ростом затрат, а как насчет Центрального округа? Там рентабельность может быть на нуле или даже ниже. И в этой ситуации государство вмешивается в рынок. Я считаю, что уже сейчас надо звонить в колокол и думать, как договориться с властями - либо отменить пошлины, либо ввести какие-то дополнительные субсидии.

Делить прибыль с государством

Татьяна Малина, исполнительный директор компании "АгроГард":

На нас, как и на остальных участников рынка, сильно влияют меры государственного регулирования в части сдерживания внутренних цен. И они всегда приводят к нашим упущенным прибылям. Объем прямой упущенной выгоды значителен, и никто в этой ситуации не теряет маржу так сильно, как мы, сельхозпроизводители. При этом сумма упущенной выгоды совершенно не компенсируется субсидиями по разным направлениям - разница достигает 20-30 раз. Так, если взять нашу Орловскую область, то только с 250 тыс. га пшеницы мы теряем 200 млн рублей, а в рамках несвязанной поддержки получаем всего 10 млн рублей субсидий. Увы, мы ничего не можем сделать в этой ситуации и вынуждены делиться прибылью с государством.

Нам приходится работать на очень нестабильном рынке

Дмитрий Попов, генеральный директор компании "Паритет Агро" (входит в состав "Прогресс Агро"):

В последнее время проблемы с экспортом пшеницы, а это направление для нас как для растениеводов является ключевым, возникают во многом из-за пошлин, установленных государством. Их размер меняется каждую неделю, поэтому мы работаем на крайне нестабильном, спотовом рынке. Это очень затрудняет планирование продаж и расчет прибыли. Мы не можем рассчитывать контракты на долгосрочную перспективу. Есть вопросы и по поводу непрозрачной методики расчета пошлин. Мы до сих пор не понимаем, как будет развиваться ситуация не только в следующем месяце, но и буквально на следующей неделе. Это неизбежно ведет к потере для нас экспортных рынков.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍