Активное расширение российских портовых мощностей

Обновлено 10 августа 2020 - 3 года назад

Грузооборот морских портов Балтийского бассейна за шесть месяцев 2020 года снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 127,9 млн тонн, при этом 42% этого объема обеспечил порт Усть-Луга в Ленинградской области, еще 23% - порты Санкт-Петербурга и Приморска. В перспективе до 2025 года через новые терминалы в Ленинградской области может быть перевалено около 120 млн тонн грузов.

Активное расширение российских портовых мощностей на Северо-Западе, особенно в Усть-Луге, началось после требования Кремля о перенаправлении грузов с Балтики на российские терминалы. На российском рынке наливных и насыпных грузов (сжиженный газ и нефтепродукты, уголь, кокс и минеральные удобрения) постоянно вводятся новые мощности, что способствует переориентации грузопотоков, отмечают эксперты. Однако они подчеркивают, что наряду с переориентацией экспортных грузопотоков ощущается нехватка инфраструктуры, в частности железнодорожных подъездных путей.

Текущие позиции

Грузооборот крупнейшего перевалочного порта Усть-Луга за первые шесть месяцев 2020 года снизился на 1%, до 53,8 млн тонн, следует из статистики Администрации портов Балтийского моря. Перевалку обеспечили насыпные (руда, уголь, кокс, удобрения) и наливные (нефть, нефтепродукты и сжиженный газ) грузы: первые сформировали 21,3 млн тонн общего грузооборота, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, вторые - 31,1 млн тонн, что на 6% меньше, чем в 2019 году.

Грузооборот порта Приморск (ориентированный на прием продукции "Транснефти" из магистрального нефтепровода, хранение и выгрузку нефти на танкеры) в первом полугодии снизился на 1%, до 29,5 млн тонн, перевалка нефти сократилась на 10%, но ее падение было компенсировано ростом перевалки нефтепродуктов, которая увеличилась на 26%.

В Высоцке грузооборот снизился на 5%, до 9 млн. тонн, при этом наливные грузы уменьшились, а наливные увеличились на 2%, в частности, 43% перевалки сжиженного газа. Выборгский порт, специализирующийся на перевалке удобрений, угля и кокса, сократил грузооборот на 42%, до 0,3 млн тонн.

Основные инвестиционные проекты по развитию терминальных мощностей на Северо-Западе сосредоточены в портах Высоцка, Приморска и Усть-Луги. Много заявленных портовых проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, говорит Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult. Она называет амбициозный проект ООО "Приморский УПК" Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева (потенциальная перевалка может составить 70 млн тонн грузов). Кроме того, напоминает эксперт, в 2019 году стало известно, что "Лукойл" выбирает площадку для строительства терминала по перевалке угля. Ряд проектов также связан с увеличением мощностей по перевалке зерна, что, по мнению аналитика, является привлекательной инвестицией. Между тем перевалка нефти, нефтепродуктов и угля составляет две трети оборота морских портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, подчеркивает г-жа Косарева.

Перевалочные горизонты Выборгского района

В долгосрочной перспективе, до 2025 года, в Ленинградской области может быть завершено несколько портовых проектов, и общая перевалочная мощность может увеличиться почти в два раза. Среди основных инфраструктурных проектов - универсальный перегрузочный комплекс в порту Приморск, терминал "Лугапорт", сухогрузный перегрузочный комплекс в порту Высоцк и перегрузочный комплекс в Вистино, сообщает Центр развития промышленности Ленинградской области.

Инвестором терминала в порту Приморск выступает ООО "Приморский ОПК" Ильи Трабера и Рамиса Дебердеева. Объем инвестиций в проект оценивается в 120 млрд рублей, комплекс планируется построить к 2022 году. Однако этот проект вызывает негативную реакцию у части местных жителей, которые выступают за отказ от строительства на берегу Финского залива. КТК предполагает создание терминала для перевалки 20 млн тонн угля, 3 млн TEU контейнеров, 5 млн тонн удобрений, 5 млн тонн сельхозтехники и 1,2 млн тонн генеральных грузов, сообщил в 2019 году представитель компании.

Железнодорожный оператор Группа "Технотранс" планирует инвестировать около 13 млрд рублей в строительство специализированного зернового терминала на территории морского порта Высоцк мощностью 4 млн тонн в год с комплексом по переработке пшеницы с последующим производством пшеничной клейковины, нативного крахмала, глюкозно-фруктозного сиропа и кормовых добавок в объеме 200 тыс. тонн в год. Ввод комплекса в эксплуатацию запланирован на 2022-2023 годы. Аналогичное предложение по строительству зернового терминала поступило также от агропромышленной группы "Содружество".

ООО "Газ-Синтез" планирует запустить терминал по производству метанола мощностью 1,7 млн тонн в год в порту Высоцк к 2024 году. Общий объем инвестиций в проект составит 88 млрд рублей. Компания рассчитывает экспортировать свою продукцию в Европу, Азию и Южную Америку. В порту Высоцк к 2023 году также может появиться сухогрузный перегрузочный комплекс, инвестором которого является ООО "СПК Высоцк" (бенефициар - Александр Субботин, владеющий также ООО "Новая транспортная компания", работающей в сфере морского грузового транспорта). Объем инвестиций оценивается в 25 млрд рублей. Первый этап проекта предполагает запуск к 2021 году линии погрузки мощностью до 7 млн тонн в год. Вторую линию, с увеличением мощности грузооборота до 15 млн тонн в год, планируется запустить к 2023 году.

Кингисеппские объемы

Терминал по перевалке зерновых, продовольственных, навалочных и генеральных грузов общим объемом почти 25 миллионов тонн в год планируется построить в Кингисеппском районе к 2024 году. Инвестором строительства выступает компания Константина Гончарова "Новотранс", входящая в десятку крупнейших железнодорожных операторов. Инвестиции составят 46,5 млрд рублей, сообщает пресс-служба компании.

ООО "Ультрамар", один из крупнейших перевозчиков минеральных удобрений в контейнерах, запустит к 2022 году производственно-складской перегрузочный комплекс с причалом и промышленной железнодорожной станцией в Вистино, инвестировав в проект 30 млрд рублей. Еще один крупный инвестиционный проект, связанный с развитием территории Усть-Луги, также реализуется в Кингисеппском районе. Комплекс по переработке этансодержащего газа ООО "Русхимальянс" предусматривает строительство мощностей для ежегодной переработки 45 млрд кубометров газа, производства и отгрузки 13 млн тонн СПГ, до 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ). Запуск первой очереди производства планируется в 2023 году, второй - в конце 2024 года, сообщает Центр развития промышленности Ленинградской области. Инвестиции могут составить 750 млрд рублей.

"ЕвроХим", один из крупнейших производителей минеральных удобрений, планирует расширить производство на площадке "Фосфорита", где в 2019 году открылось производство аммиака мощностью 1 млн тонн в год. В этом году инвестор приступил к созданию нового производства аммиака и карбамида. Мощность нового аммиачного завода составит более 1 млн тонн аммиака в год. Общий объем инвестиций в проект составляет 98 млрд рублей. Первая очередь проекта будет завершена в 2023 году, вторая - в 2024 году", - сообщили в региональном центре развития промышленности.

"Проекты по увеличению перевалки угля кажутся менее привлекательными, поскольку покупатели постепенно отказываются от угля в пользу более экологичного топлива. Кроме того, могут возникнуть проблемы со строительством морских угольных комплексов: такие проекты не пользуются популярностью у местных жителей. С другой стороны, проекты по увеличению морских поставок СПГ и зерна представляются действительно

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍