Ростовская область является логистическим центром поддержки

Обновлено 10 августа 2022 - 2 года назад

Импортозамещение, развитие крупных производств, поиск инвесторов - Ростовская область, наряду с другими регионами страны, принимает вызовы современности. Предварительные итоги показывают, что регион успешно с ними справляется. Так, промышленное производство в первом полугодии выросло на 3,2%, быстрыми темпами идет жилищное строительство, прогнозируется рекордный урожай.

Особенности географического положения позволяют оказывать помощь территориям Донбасса и участвовать в их развитии. В интервью "Интерфаксу" губернатор Ростовской области Василий Голубев рассказал о том, какая работа ведется по поддержке экономики и бизнеса, на какие направления делается упор, какие перспективы предстоит реализовать.

- Василий Юрьевич, область убирает урожай. В начале весны во время агропромышленного форума вы отметили, что перед Ростовской областью стоит задача собрать урожай не меньше, чем в прошлом году. Каковы предварительные результаты? Будет ли выполнена эта задача? Как вы оцениваете посевную и уборочную кампании этого года? С какими трудностями столкнулись аграрии, смогли ли они их оперативно решить?

- В начале марта на предпосевном совещании мы четко обозначили наши приоритеты и надежды. Опасений по поводу весеннего сева не было: была высокая степень обеспеченности семенами и хорошие предпосылки для будущего урожая. Сегодня мы пересеяли через намолот около 14 миллионов тонн ранних зерновых, что является очередным историческим рекордом для Ростовской области. Отметим, что урожайность в этом году составляет 41,7 ц/га, ранее в регионе этот показатель никогда не превышал 40 ц/га. При этом весь урожай прошлого года с учетом поздних зерновых составил 13,7 млн тонн. По моим расчетам, нам осталось собрать около 4%. Думаю, через пару недель мы войдем в активную фазу второй части жатвы.

Если говорить о доступности семян, то, например, пшеница и ячмень - это 100% отечественные сорта. Еще в начале года мы с нашими семеноводами - а у нас 4 института и 44 семеноводческие организации - обсуждали потенциал и возможности импортозамещения. Мы сами, и федеральный центр нас поддерживает, субсидируя приобретение элитных семян отечественной селекции. Задача селекционеров - заместить освободившуюся нишу зарубежных производителей, работа в этом направлении ведется.

Мы будем чувствовать себя комфортно на осенних полевых работах - будем сеять озимые семенами отечественной селекции, в том числе произведенными в Ростовской области.

Уже более 10 лет субсидируется приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства. В результате ее доля в парке хозяйств области достигает 90%. И работа продолжается - в этом году на эти цели в бюджет заложено 476 миллионов рублей, что значительно превышает объем финансирования прошлого года. Кроме того, идет реализация инвестиционных проектов: в Ростове-на-Дону строится тракторный завод, в Таганроге - завод по производству сельскохозяйственной техники.

Еще один важный момент - государственная поддержка агропромышленного комплекса. В этом году она достигла 8 млрд рублей, в том числе более 3 млрд рублей выделено из областного бюджета.

- Предприятия Ростовской области активно участвуют в организации импортозамещающего производства. Сколько предприятий сейчас выпускают такую продукцию? Какие направления импортозамещения вы считаете приоритетными?

- Основной вклад в валовой региональный продукт вносит промышленность - ее доля превышает 26%, на втором месте - потребительский рынок, на третьем - агропромышленный комплекс. Мы создали банк импортозамещения - уже проведено значительное количество форумов и сессий, в ходе которых бизнес смог обменяться контрактами и продемонстрировать свой потенциал.

Приоритетными отраслями являются машиностроение, включая сельскохозяйственное производство, химическое производство и металлургию.

В настоящее время в регионе реализуется ряд важных проектов. Я уже упоминал ранее о строительстве компанией "Ростсельмаш" тракторного завода, а компанией "Клевер" - завода по производству навесной и прицепной техники. Кроме того, "Атлантис-Пак" устанавливает еще две линии по производству барьерной пленки мощностью 6,3 тыс. тонн в год. В Ростовской области строится первый в стране завод по производству полиэфирного штапельного волокна мощностью 200 тонн в сутки - реализация проекта позволит заместить около 60% российского рынка. Проект завода "Каменскволокно" по производству "искусственной травы" вышел на финальную стадию. Мы активно занимаемся импортозамещением в агропромышленном комплексе, наращиваем производство сыров. В частности, "Семикаракорский сырзавод" довел мощность переработки до 190 тысяч тонн в год, сырзавод "Егорлыкское молоко" наладил производство камамбера, моцареллы, бри и рикотты. Реализуются проекты в сфере плодоводства.

Строительная отрасль развивается высокими темпами, что позволит удовлетворить потребности в соответствии с нашими амбициозными целями в области жилищного и промышленного строительства.

Следует отметить, что Ростовская область уже занимает лидирующие позиции или является единственным производителем многих видов продукции.

- Период пандемии коронавируса заставил медицинский сектор работать на пределе своих возможностей, как вы оцениваете вероятность новой вспышки этого вируса и возврата к ограничениям на фоне распространения нового штамма кентавра?

- К сожалению, наблюдается рост заболеваемости, мы это видим. И изменение штамма может привести к дальнейшему увеличению числа заболевших. Но у нас сформирован резерв коек - если ситуация ухудшится, мы откроем инфекционные больницы и увеличим их мощность. Здесь нам помогает Донской центр инфекционных заболеваний, который был построен за 1,5 года, тогда как по нормативам на строительство ушло почти 4 года. Сегодня он работает в соответствии с планом.

Некоторые руководители предприятий задают вопросы о возможном введении ограничительных мер. На это я отвечаю, что мы будем рассматривать этот вариант, исходя из эпидемической ситуации. Здесь важно понимать, что работодатели должны начинать с себя и помогать профилактическим мерам в своих коллективах.

Если говорить о развитии системы здравоохранения, то это одна из главных тем. Сейчас мы ее модернизируем, и к концу года все муниципальные структуры здравоохранения будут переданы в региональную собственность. Не останется в стороне и первичное звено. Так, в этом году появится около 20 модульных ФАПов, еще 27 объектов будут капитально отремонтированы.

Также ведется реализация крупных проектов. Например, в Ростове-на-Дону строится детский хирургический центр инновационных технологий. В настоящее время его готовность составляет 20%, а завершить строительство планируется в 2023 году.

Основной задачей Министерства здравоохранения Ростовской области является подготовка кадров. Решение этого вопроса заключается в создании условий для людей. Чтобы они приходили на работу и понимали, как будут решаться их жилищные вопросы, как их дети будут обеспечены местами в детских садах и школах. В тех муниципалитетах, где такая работа ведется, нет проблемы с нехваткой врачей.

Что касается оборудования, то национальные проекты позволили нам переоснастить медицинские учреждения, и этот процесс продолжается.

- Как вы оцениваете инвестиционную привлекательность региона? Насколько активно в регион приходят новые инвесторы? Можно ли выделить наиболее важные новые проекты для развития экономики региона? Какой объем инвестиций планируется привлечь до конца 2022 года?

- Традиционно мы ориентируемся на результаты прошлого года. А они впечатляющие - объем инвестиций в Ростовскую область вырос на 14% и достиг почти 400 млрд рублей. На Петербургском международном экономическом форуме и "Иннопроме" мы подписали соглашения почти на 70 млрд рублей, которые сейчас реализуем. Одна из перспективных тем - жилищное строительство. В этом году мы должны построить 2,4 миллиона квадратных метров жилья. Это несколько ниже, чем в прошлом году, но соответствует плановым показателям. Мы строим несколько микрорайонов. На подходе большой проект, к которому мы приступим в следующем году, - застройка территории старого аэропорта в Ростове-на-Дону. Планируется построить около 1,8 миллиона квадратных метров: 1,6 миллиона квадратных метров жилья, а также деловой и социальной инфраструктуры. Речь идет о школах, бездымных высокотехнологичных производствах, а также парках и скверах. Это будет "новый Ростов", комплексная застройка. Отмечу, что у района есть ряд преимуществ - он расположен в черте города, есть соответствующая инфраструктура. Но нам предстоит модернизировать ее транспортную, инженерную и социальную составляющие.

Есть новые территории, которые появятся благодаря реализации программы "Стимул". Например, к 2025 году планируется завершить строительство "Западной хорды" - эта дорога позволит замкнуть кольцо вокруг Ростова-на-Дону. В 2023 году мы завершим строительство обхода Ростова, протяженность которого составит более 60 километров, включая 35,6 километра новой дороги, 2-километровый мост через реку Дон, 8 путепроводов, почти 20% инженерных сооружений и 6 новых развязок. В настоящее время этот проект находится в высокой степени готовности, мы рассчитываем ввести его в эксплуатацию в 2023 году. Примечательно, что сроки завершения строительства обхода Ростова-на-Дону и обхода Краснодара синхронизированы. По нашим расчетам, ввод в эксплуатацию этих объектов позволит сократить время в пути из Москвы на юг России как минимум на час. Реализация таких проектов также позволяет нам осваивать новые территории: развитие дорожной сети влечет за собой жилищное или промышленное строительство.

Еще один важный проект - путепровод в Волгодонске, которого горожане ждут уже не менее 40 лет. Его реализация позволит соединить две части города: 110-тысячный и 80-тысячный микрорайоны. Расстояние между ними можно будет преодолеть за три минуты, тогда как сейчас на это уходит 30 минут.

В Таганроге реализуется масштабный проект по модернизации трамвайной сети. На первом этапе было реконструировано 11 км путей, но к концу этого года мы полностью завершим проект и доведем эту цифру до 50 км. В городе будет курсировать более 50 новых трамваев, также будет отремонтировано трамвайно-троллейбусное депо. Это серьезная работа, стоимостью около 12-13 миллиардов рублей. Одновременно реализуется комплексная дорожная карта по модернизации Таганрога как туристического центра. Полностью реализовать проект планируется к 2030 году, но основные работы будут завершены в 2025 году. Прежде всего, речь идет о реконструкции приморской набережной города, строительстве и обновлении парков, скверов и дорог.

В целом, если говорить о муниципальных дорогах, то мы передали муниципалитетам транспортный налог, который раньше поступал в региональный бюджет. Второй год эти средства направляются на ремонт и текущее содержание дорог. Примерно 80% выполняют эту задачу. Думаю, Ростовская область входит в пятерку лучших регионов страны по объему финансирования дорожного хозяйства.

Возвращаясь к теме инвестиций, отмечу, что подписанные на форумах в этом году соглашения, помимо жилищного строительства, направлены на реализацию проектов в сфере производства сжиженного природного газа, энергетической инфраструктуры, химической, металлургической, машиностроительной промышленности, производства медицинского и холодильного оборудования.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу - сохранить объем инвестиций, привлеченных в экономику региона, на уровне прошлого года. К сожалению, наблюдается тенденция снижения активности инвесторов, реализующих крупные проекты, в том числе компаний, приостановивших свою работу в Российской Федерации. Но мы найдем им замену, российские бизнесмены рассматривают возможность инвестирования в Ростовскую область. Кроме того, наблюдается рост инвестиций в сектор малого и среднего бизнеса, который наращивает мощности в сфере импортозамещения.

Ростовская область в числе 30 российских регионов также приступила к реализации пилотного бережливого проекта "Сквозной инвестиционный поток". Его задача - максимально сократить процедуры выделения земли, технического присоединения и выдачи разрешений на строительство на старте инвестиционных проектов. Это очень важно, ведь зачастую на подготовку проекта уходит больше времени, чем на его реализацию. Все вышесказанное дает повод с оптимизмом смотреть в будущее.

- Чтобы поддержать экономику в условиях санкций, бизнесу предоставляются меры поддержки. Какие из них наиболее востребованы предпринимателями? Планируется ли помощь компаниям, столкнувшимся с трудностями в связи с приостановкой судоходства в Азовском море и временным ограничением работы аэропортов?

- Оперативные действия федеральных властей позволили ввести около 300 мер поддержки. В частности, был введен мораторий на проверки, снижены налоги, предоставлены "кредитные каникулы", льготное кредитование. Кстати, в Ростовской области было подано более 20 тысяч заявок на льготное кредитование, и более 9 тысяч из них уже одобрены на общую сумму 62 миллиарда рублей.

Такая оперативность со стороны федерального центра позволила нам в короткие сроки разработать механизмы на региональном уровне. Мы действовали совместно с депутатским корпусом. Законодательное собрание Ростовской области откликнулось на наши инициативы. Совместная работа позволила снизить ставки по упрощенной системе налогообложения: до 1% по "доходам" и до 5% по "доходам минус расходы" для отдельных отраслей. От этой меры выиграли производители хлебобулочных и макаронных изделий, гостиницы и туристические агентства, разработчики программного обеспечения, компании, специализирующиеся на обработке данных и информационных услугах, издательстве газет, кинотеатрах. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в региональной собственности, была снижена вдвое. Предприниматели получили возможность воспользоваться льготными микрозаймами до 5 миллионов рублей по ставке от 1% до 10% годовых - уже выдано 300 таких займов на общую сумму 770 миллионов рублей. В качестве гарантийной поддержки мы предоставили кредитов на сумму более 3,5 млрд. рублей. Мы заключили 46 договоров лизинга на 128 миллионов рублей.

Подчеркну, что мы также сохранили все меры поддержки, которые действовали в регионе до 1 января 2022 года.

К сожалению, объем перевалки грузов в портах снизился - на 28%, а количество судозаходов - на 34%. После обращения правительства Ростовской области в Министерство транспорта РФ ведомство решило предоставить стивидорным компаниям отсрочку по арендной плате за причальную инфраструктуру. Не остались в стороне авиа- и железнодорожные перевозчики - на их поддержку в этом году предусмотрено более 740 миллионов рублей.

- Регионы Российской Федерации берут шефство над рядом территорий в Донбассе. Вы также сообщили, что Ростовская область будет активно помогать в восстановлении инфраструктуры в этом районе - были ли уже предприняты какие-либо конкретные шаги?

- С первых дней специальной военной операции Ростовская область активно помогает республикам Донбасса. Через нас проходит около 80% жителей этих регионов. В первые 12 часов мы направили все свои силы и средства на создание более сотни пунктов временного размещения.

Более 2,5 миллионов жителей ЛНР и ДНР пересекли границу в Ростовской области с февраля. Сейчас на наших пунктах пропуска находится более 4 000 человек, почти половина из них - дети. Был период, когда одновременно формировалось семь пассажирских поездов. За все время мы отправили более 36,5 тысяч жителей Донбасса в 42 региона страны.

Именно Ростовская область выполнила задачу, поставленную Президентом РФ, по выплате единовременной помощи в размере 10 тысяч рублей. Мы продолжаем эту работу - на сегодняшний день выплаты производятся в семи российских центрах. За все время их получили более 500 тысяч человек, 75% из них сделали это в нашем регионе.

Хочу подчеркнуть, что Ростовская область сегодня является общероссийским логистическим центром, своеобразным хабом для гуманитарной помощи Донбассу. За период проведения ОЗП на склады области поступило 5,4 тысячи тонн гуманитарных грузов из 56 регионов Российской Федерации, выдано около 4,2 тысячи тонн. Для восстановления инфраструктуры республик из 20 регионов страны поступило более 629 тонн строительных материалов, выдано более 527 тонн, перевезено более 130 тысяч беженцев.

С февраля в регионе работает Всероссийский штаб акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ, в работе которого принимают участие 2,8 тысячи добровольцев. В рамках акции также осуществляется сбор и отправка гуманитарной помощи: собрано более 3 тысяч тонн, отправлено более 2 тысяч тонн.

Ростовская область является регионом-оператором проекта Ассоциации волонтерских центров гуманитарных миссий #МыСДонбассом. Эта работа позволила обучить 88 волонтеров и отправить 11 гуманитарных миссий.

Конечно, пока не закончится военная спецоперация, говорить об отмене чрезвычайного положения преждевременно. Ежедневно границу Ростовской области пересекают 15-20 тысяч человек. Мы не наблюдаем их массового возвращения домой. Для тех, кто хочет остаться, решается вопрос с документами, поиском жилья, трудоустройством, зачислением детей в учебные заведения. Так, в области сформирован банк вакансий - работодатели предложили более 6,3 тыс. рабочих мест, 2,5 тыс. из них - жилье. У переселенцев возникает много вопросов, некоторые из них требуют решения на уровне российского законодательства. С этой целью по поручению Президента РФ создана межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по совершенствованию государственной миграционной политики.

Донбасс имеет большой потенциал для партнерства. Связи никогда не прерывались. Сегодня сотрудничество между Ростовской областью, ДНР и ЛНР продолжается в рамках подписанных ранее 16 соглашений о побратимских связях. Мы планируем развивать и укреплять наше взаимодействие в сфере экономического сотрудничества, развития инфраструктуры, межпарламентского и межмуниципального сотрудничества, культурного, образовательного и научного обмена.

- Ранее вы говорили о необходимости создания макрорегиона "Донбасс". Началась ли работа по реализации этой идеи и какие территории войдут в состав макрорегиона?

- Макрорегион "Донбасс" в границах Ростовской области, ЛНР и ДНР мы рассматриваем как содружество регионов. Сейчас мы анализируем возможные направления взаимодействия и торговли: это агропромышленный, энергетический, металлургический и транспортный комплексы. Рассматриваем перспективу создания в республике асфальтовых заводов, работа которых позволит привести в порядок дороги.

Важное значение будет иметь сотрудничество в реализации мер по охране окружающей среды. Например, восстановление одной из самых красивых рек - Северского Донца.

Работа служб жизнеобеспечения является основополагающей. Ростовская область участвовала и будет участвовать в реализации проектов в этом направлении.

Для начала необходимо наладить сотрудничество по отраслевой специализации, организовать обмен регулярными бизнес-миссиями, обучение специалистов уже началось. В рамках действующего законодательства следует упростить таможенные процедуры, сформировать инфраструктуру институтов поддержки бизнеса. Точками роста могут стать ТСЕЗы как специальные "зоны" для распространения компетенций, обмена человеческим капиталом и технологиями.

Важную роль, несомненно, будет играть культурное сотрудничество. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны - в марте этого года четыре группы из Донецкой Народной Республики посетили с гастролями Ростовскую область. В июне состоялся первый образовательный форум организаций из России и территорий Донбасса.

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍