Регионы создают зерновые фонды с полуторагодовой задержкой
Обновлено 10 июня 2022 - 2 года назад
Продолжающийся рост цен на зерно создает риск дальнейшего роста цен на хлеб. Еще в конце 2020 года государство предложило инструмент для стабилизации ситуации на рынке. Госдума приняла закон о создании региональных зерновых фондов, которые должны были обеспечить поставки зерна на мукомольные предприятия по доступным ценам в периоды нестабильности. Большинство губернаторов проигнорировали этот документ. Теперь им придется закупать зерно по тройной цене и искать, чем восполнить недостачу.
Идея создания государственных резервов зерна не нова. Она была заложена еще в 1990-х годах в Федеральном законе "О зерне". Документ разрешал формирование федерального и региональных фондов "в целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне".
На основе этого закона в 2001 году в России был создан федеральный интервенционный фонд, оператором которого выступила группа "Объединенная зерновая компания". Федеральные резервы были размещены более чем в 15 регионах страны.
Многие субъекты Российской Федерации активно использовали право на создание собственных фондов, в связи с чем запасы зерна позволили удержать цены на хлеб в разумных пределах во время кризисов 1998 и 2008 годов в Свердловской, Курганской, Томской, Курской, Саратовской, Нижегородской областях и других субъектах Российской Федерации.
Однако схема управления этими фондами была очень запутанной.
Региональные правительства могли самостоятельно определять объем своих фондов, но в то же время они были обязаны составлять ежегодные балансы производства и потребления зерна, а затем на основе этих балансов заключать контракты с российским правительством о соотношении закупок на федеральные и региональные склады.
Регионы получили право выбирать заказчиков, которые должны были покупать зерно у производителей, но процедура финансирования заказчиков была далека от идеальной - им выдавались кредиты под гарантии исполнительной власти.
В результате к концу нулевых годов подавляющее большинство региональных территорий отказались от фондов, а хранившееся в них зерно было продано. Некоторые субъекты РФ пошли по другому пути, создав государственные унитарные предприятия, которые превратили закупку зерна и его переработку в бизнес. Среди них была и Свердловская область, передавшая функции контроля над этим рынком компании "Агентство по развитию продовольственного рынка", деятельность которой вскоре была поставлена под сомнение.
"Правительство выделило унитарному предприятию 100 миллионов рублей. Цель была стратегическая - пополнить резервные запасы продовольственного зерна. Средняя стоимость пшеницы в то время составляла 7 500-8 000 рублей за тонну. Получается, что Виктор Шептий, бывший директор агентства, должен был закупить 12 500 тонн зерна. Однако в феврале и марте, по заверениям моих источников, кладовые были пусты", - сообщал в 2011 году Андрей Альшевских, в то время депутат Свердловской областной думы.
Альшевских направил запрос генеральному директору компании "Хлебная база №65" (входит в состав предприятия "Агентство по развитию продовольственного рынка"), где хранился запас зерна. Однако Андрей Вилижанин, занимавший на тот момент должность генерального директора, не предоставил информацию о хранящемся в его ведении зерне. Он пояснил, что помимо регионального фонда на территории предприятия также находится хранилище государственного резерва, поэтому запрашиваемая информация является государственной тайной.
В то же время Вилижанин раскрыл объем всего пакета акций агентства:
"Остаток пшеницы на 19 мая 2011 года составляет 4 957 тонн 296 килограммов".
"У нас нет стратегического резерва зерна. Оставшиеся 4 957 тонн - это не резерв, а коммерческий оборот", - прокомментировал этот ответ Альшевских. Депутат направил заявление в следственные органы, дальнейшую судьбу которого узнать не удалось.
Аналогичные события произошли через год в Курганской области, где генеральный директор Варгашинского элеватора был осужден за продажу государственного зерна, а также в ряде других регионов.
Предложение о реорганизации системы стабилизационных фондов было внесено в мае 2020 года. К этому времени на мировых рынках начался рост цен на зерно. В частности, стоимость 100 бушелей пшеницы (1 бушель равен 35,2 литра, что составляет примерно 27 килограммов) выросла с 450 до 580 долларов. Председатель Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин на встрече с президентом России Владимиром Путиным выступил с инициативой и предложил создать федеральный зерновой фонд на основе российского интервенционного фонда, чтобы обеспечить отечественные мельницы зерном во время колебаний цен.
Позже министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев одобрил эту идею и заявил, что размер нового фонда составит около 2,5-3,5 млн тонн. Депутаты Государственной Думы пошли дальше. Они внесли поправки в Федеральный закон о зерне, упрощающие процедуру управления региональными фондами. Из документа было исключено положение, обязывающее регионы заключать соглашения с федеральным центром. Из него также исчез раздел о финансировании заказчиков работ по формированию фонда в виде займов. Согласно новой редакции закона, необходимые средства должны были поступать непосредственно из бюджета.
Однако регионы не спешили возрождать свои кладовые.
Среди тех немногих, кто оперативно отреагировал на ценовую угрозу, оказалась Рязанская область, власти которой объявили о соответствующем решении в августе 2020 года.
В других субъектах РФ никаких решений не принималось до тех пор, пока в 2022 году цена на пшеницу не достигла максимума в 1200 долларов. В частности, только в марте губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил о намерении создать фонд для фиксации цен на хлебобулочные изделия. Его объем составит 150 тыс. тонн.
Были и те, кто не поддержал новую тенденцию. Курская область отказалась возрождать собственный фонд зерна, ликвидированный в 2008 году, сославшись на нецелесообразность такого шага.
Среди регионов, отложивших решение этого вопроса, оказалась Свердловская область, где законодательный орган принял закон, передающий местным органам власти полномочия по определению объема регионального фонда зерна и порядка его использования. Министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Артем Бахтерев, отвечая на запрос депутата областного парламента Вячеслава Вегнера, сообщил, что в областном бюджете на 2022 год денег на закупку зерна не предусмотрено.
Несколько дней назад в СМИ были опубликованы результаты проверки компании "Хлебная база № 65". По словам получивших их журналистов, мероприятие было организовано компанией "Агентство по развитию продовольственного рынка". Источники "Октагона" полагают, что проверка также была инициирована свердловским министерством агропромышленного комплекса.
Несмотря на предыдущие заявления представителей компании "Хлебная база № 65" об отношении информации о деятельности компании к государственной тайне, соответствующие цифры все равно были несанкционированно опубликованы.
В то же время они указывают на дефицит в виде 3 тыс. тонн пшеницы.
Речь идет о коммерчески реализуемом зерне, которое государственное предприятие закупает у частных производителей для последующей переработки в муку. Источник "Октагона" считает, что дефицит мог образоваться в период с 2018 по 2021 год. В ходе отдельной проверки, проведенной сотрудниками правоохранительных органов, на складах госрезерва, расположенных на территории базы, никаких проблем обнаружено не было.
Собеседник "Октагона" подчеркивает, что данный акт является внутрикорпоративным. Документ, попавший в СМИ, не оформлен надлежащим образом. Учитывая это, говорить о его правовых последствиях преждевременно. Однако сам факт обнаружения недостачи и последующая утечка информации о ней может свидетельствовать о наличии конфликта между Министерством сельского хозяйства и представителями Агентства по развитию продовольственного рынка, что может отразиться на состоянии зернового рынка в регионе.
"По мнению Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области, для обеспечения потребностей Российской Федерации в зерне, используемом на продовольственные и кормовые цели, может быть сформирован федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна."
Департамент информационной политики губернатора Свердловской области
Объемы региональных фондов зерна определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и формируются путем закупки зерна на контрактной основе у его производителей как в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, так и за его пределами. Постановление Правительства Российской Федерации, регламентирующее правила формирования и распределения федерального и региональных фондов зерна, отсутствует. В связи с этим на региональном уровне не принято ни одного нормативно-правового акта. Как следствие, финансирование не заложено.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍