Правительство обсуждает открытие новых коридоров для экспорта удобрений

Обновлено 10 июля 2022 - 1 год назад

Правительство по просьбе Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) прорабатывает возможность увеличения количества пограничных переходов для расширения экспорта удобрений, сообщили три источника в компаниях и федеральный чиновник.

Ранее РАПУ запрашивало разрешение на экспорт удобрений через порты Темрюк и Кавказ в Краснодарском крае. По его словам, в список РАПУ также входит порт Находка в Приморье, а также 20 железнодорожных и 10 автомобильных пунктов пропуска. По словам другого источника, первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил проработать вопрос о расширении числа пунктов пропуска для экспорта удобрений в конце июня 2022 года.

Представитель Министерства промышленности и торговли отметил, что министерство в целом поддерживает предложения РАПУ. "Это позволит производителям удобрений использовать новые транспортные коридоры для экспорта и оптимизировать логистические цепочки", - сказал он. Представитель Федеральной таможенной службы сообщил, что служба направила свои предложения в Минтранс, но не уточнил детали.

РАПУ, крупнейшие химические компании, Министерство транспорта и Министерство финансов (ведомствам было дано указание Белоусова) не ответили на запросы.

3 ноября 2021 года правительство ввело экспортные квоты на азотные и сложные удобрения с 1 декабря 2021 года. А 20 ноября был определен перечень пунктов вывоза удобрений через государственную границу. В него вошли 13 портов (в том числе Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Мурманск и Новороссийск), 15 железнодорожных, 22 автомобильных и шесть воздушных пунктов пропуска. В начале апреля к списку были добавлены 2022 порта - Калининград, Ростов-на-Дону и Таганрог, а также ряд наземных пунктов пропуска.

Что экспортируется через порты Кавказ и Темрюк

Пропускная способность порта Кавказ составляет 27,5 млн тонн в год, в том числе 14,1 млн тонн сухих грузов. Грузооборот порта в 2021 году снизился на 19% до 33,7 млн тонн, но экспорт вырос на 34% до 2,6 млн тонн. Порт переваливал в основном зерно (19,4 млн т), нефтепродукты (9,3 млн т), уголь (2,4 млн т) и серу (2,1 млн т).
Пропускная способность Темрюка составляет 5,8 млн тонн в год (сухих грузов - 3,9 млн тонн, контейнеров - 10 000 TEU). Грузооборот вырос на 10,3% до 4,56 млн т в 2021 году (единственный порт Азовского моря, показавший рост). Перевалка нефтепродуктов выросла на 12,5% до 2,26 млн. т, угля - на 30% до 920 000 т, зерна - на 36% до 506 200 т.
По данным Администрации портов Азовского моря, грузооборот портов бассейна в 2021 году снизился на 12%.

Источник в стивидорной компании объясняет, что правительство хотело "особенно тщательно контролировать" экспорт определенных товаров. По его словам, именно этим объясняется ограничение перевалки в определенных портах. "По официальной информации, ограничения связаны с отсутствием возможности проводить государственный контроль в портах, не включенных в список, по всем правилам", - говорит собеседник. Он добавляет, что в портах юга России есть свободные мощности для перевалки, но из-за формального запрета она не осуществляется. "Ситуация абсурдна с учетом инфраструктурных ограничений сети РЖД на Северо-Западе", - заключает он.

Весной и летом 2022 года российские производители удобрений столкнулись с ограничениями на одном из своих ключевых рынков - в Европе. Из-за санкций порты Литвы, Латвии и Эстонии были фактически закрыты для транзита удобрений из России. За пять месяцев 2022 года экспорт удобрений из России упал на 24% до 12,5 млн тонн. По данным Михаила Бурмистрова, генерального директора "Infoline-Аналитика", в 2021 году экспортная перевалка удобрений из России составила 27,5 млн тонн. 12,5 млн тонн пошли через Усть-Лугу и Санкт-Петербург, 7,7 млн тонн - через порты Прибалтики, 3,2 млн тонн - через Мурманск, 4,1 млн тонн - через Темрюк, Новороссийск, Туапсе, напомнил эксперт.

Санкции ЕС лишают российские компании возможности экспортировать около 8 млн тонн удобрений, которые перегружались в странах Балтии, подтверждает один из собеседников. Эти объемы, а также около 10-11 млн тонн с "Беларуськалия", по его мнению, должны быть распределены по российским портам. Источник отмечает, что значительная часть этих объемов, скорее всего, будет перегружаться через Усть-Лугу в Ленинградской области, но порты других бассейнов будут конкурировать за эти поставки. По словам источника, преимущество получат те терминалы, которые первыми обновят технологию перевалки удобрений.

Через порты Темрюк и Кавказ можно экспортировать 1-3 млн тонн удобрений в год, то есть до 7% свободных объемов, говорит источник. Он добавил, что важно снять все ограничения при планировании перевозок в направлении портов Северо-Запада в условиях сокращения грузопотоков угля и контейнеров.

Российские производители удобрений в последние годы сократили использование балтийских портов, но в 2021 году через них было перевалено около 9 млн тонн, напоминает управляющий директор рейтинговой службы NRA Сергей Гришунин. По его оценкам, мощности Темрюкского порта с перевалкой 1-2 млн тонн грузов в год сейчас не используются. Бурмистров оценил неиспользуемые сухогрузные мощности порта почти в 2 млн. тонн.

Порт Кавказ больше, но мощностей для экспорта удобрений там, по словам Гришунина, недостаточно - всего около 500 000 тонн. Бурмистров уточнил, что экспорт в порту Кавказ в 2021 году составляет чуть более 2 млн тонн, но еще 15,4 млн тонн экспортных грузов перегружено на автодорогах. Эксперт напомнил, что правительство внесло в Госдуму законопроект, ограничивающий перевалку грузов с загрязняющими веществами с судна на судно.

Илья Макаров, директор группы корпоративных рейтингов АКРА, приводит другие цифры: по его данным, через Кавказ и Темрюк можно экспортировать около 4 млн тонн удобрений в год. Гришунин добавляет, что экспорт угля сейчас снижается, и часть высвобождающихся угольных [перевалочных] мощностей может быть перепрофилирована под удобрения.

По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта компании "Финам Менеджмент", использование дополнительных портовых мощностей, о которых просят производители удобрений, позволит увеличить поставки за рубеж на 10-15%. Но замена портов стран Балтии может занять время, добавляет он. Бурмистров говорит, что мощности российских портов позволяют относительно быстро увеличить перевалку на 3 млн тонн, в основном для производства биг-бэгов, для которых специализированные терминалы не нужны. Он также говорит, что ООО "Восточно-Уральский терминал" в порту Восточный мог бы переваливать удобрения, но его мощности загружены углем.

По мнению Бурмистрова, в 2022 году наиболее вероятным вариантом выглядит "достижение договоренностей о восстановлении перевалки через балтийские порты, потому что в этом заинтересованы и ЕС, и Россия, и страны-потребители". Ключевой проблемой он назвал "очень жесткую политику стран Балтии, в том числе ситуацию с транзитом в Калининград".

По словам Гришунина, южные экспортные маршруты (например, в Бразилию) интересны в первую очередь производителям азотных и калийных удобрений ("Еврохим", "Уралхим", "Акрон", "Уралкалий"). Для них сокращается транспортное плечо и вычитается стоимость транзита до Калининграда через Литву и Белоруссию, объясняет Гришунин, альтернативным вариантом является транспортный коридор "Север - Юг" (через Каспийское море).

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍