Россия экспортировала 41,7 млн тонн зерна
Обновлено 10 июля 2019 - 5 лет назад
Снижение урожая прошлого года не помешало российским экспортерам ежемесячно вывозить рекордные объемы зерна на внешние рынки в первые месяцы сезона 2018/19. Такие темпы были обусловлены в первую очередь ростом мощностей терминалов и увеличением железнодорожных отгрузок даже из отдаленных регионов страны. Российская экспортная инфраструктура выходит на новый уровень развития, заключает автор статьи
Зерновой сезон 2018/19 завершился вторым после рекордного объемом экспорта. И это несмотря на то, что урожай снизился более чем на 15%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что растущие мощности перевалочных терминалов и увеличение объемов железнодорожных перевозок позволяют отгружать большие объемы зерна в летне-осенние месяцы без учета размера полученного валового сбора. По предварительной оценке аналитического центра "Русагротранс", в 2018/19 сельскохозяйственном году Россия отгрузила за рубеж около 41,7 млн тонн зерна без учета экспорта в страны ЕАЭС и зернобобовых культур с мукой (в 2017/18 году - 52,7 млн тонн).
Экспортируемый макет
Если рассматривать структуру экспорта зерна, то результаты по культурам отличаются. В частности, экспортирован второй после рекордного (полученного в предыдущем сезоне) объем пшеницы - 34,2 млн тонн, годом ранее он составлял 40,8 млн тонн. Экспорт ячменя также ниже прошлогоднего - 4,3 млн тонн против 5,87 млн тонн, но в целом он находится на хорошем среднем уровне. А вот поставки кукурузы самые низкие за последние шесть лет - 2,5 млн тонн (5,65 млн тонн в 2017/18 году). Основной причиной падения экспорта является снижение качества этой культуры в южных регионах из-за июльской засухи и сокращение ее валового сбора до 11,4 млн тонн по сравнению с 13,2 млн тонн в 2015 и 2017 годах и 15,3 млн тонн в 2016 году. Последний раз такой урожай наблюдался в 2013 и 2014 годах, но тогда объемы экспорта были выше: 4,03 млн тонн в сезоне 2013/14 и 3 млн тонн в 2014/15. Это было связано со значительным увеличением поставок кукурузы на мировой рынок ближайшим соседом России, Украиной, которая экспортировала в 1,5 раза больше, чем годом ранее - около 27 млн тонн. В 2013/14 и 2014/15 годах цена на российскую кукурузу была сопоставима или на $5/т ниже украинской, тогда как в 2018/19 году она практически весь сезон держалась значительно выше - $5-15/т, что в итоге сказалось на объеме поставок.
Более 32,1 млн тонн зерна, или почти 80% экспортного потенциала, было экспортировано за первые семь месяцев сезона - с июля по январь. В это время темпы отгрузок зерна на внешние рынки были выше, чем в прошлом году. Для сравнения, за семь месяцев 2017/18 сельскохозяйственного года было экспортировано 31,1 млн тонн, или 60% от общего объема. Ускорение экспорта произошло исключительно за счет интенсивного экспорта пшеницы. В то же время поставки ячменя и кукурузы с начала сезона отставали от аналогичных показателей 2017/18 года.
Экспорт зерна достиг максимума в августе 2018 года - 5,3 млн тонн. Годом ранее максимум был зафиксирован в ноябре - 5,5 млн тонн. В последующие месяцы экспорт из России постоянно снижался, за исключением декабря прошлого года, когда он немного вырос под влиянием более высоких цен до уровня $235-240/т (FOB глубоководные порты Черного моря).
Резкое снижение темпов отгрузки зерна наблюдается с февраля 2019 года. Это было вызвано, во-первых, значительным сокращением запасов пшеницы - до самого низкого уровня за последние четыре сезона. Во-вторых, экспортный потенциал в ЕС и США оставался на хорошем уровне. В результате произошло резкое снижение конкурентоспособности российской пшеницы на мировом рынке на фоне высоких внутренних цен.
Вагонный парк растет
По данным "Русагротранса", с января по апрель 2019 года в России было построено 2,98 тыс. вагонов-зерновозов, по сравнению с 1,3 тыс. за аналогичный период 2018 года. За весь прошлый год производство вагонов составило 6,4 тысячи. В результате парк зерновозов, несмотря на вывод из эксплуатации, увеличился с начала 2018 года до середины 2019 года на 5,2 тысячи вагонов - до 46,6 тысячи. При этом доля инновационных вагонов грузоподъемностью свыше 76 тонн увеличилась с 14% до 25%.
Неконкурентные цены
К началу 2019 года под влиянием внутреннего спроса пшеница подорожала во всех ключевых зернопроизводящих регионах. По сравнению с первой половиной сезона рыночная цена пшеницы четвертого класса (без НДС) выросла в Центре на 17%, или с 11,6 тыс. руб/т до 12,4 тыс. руб/т, на Юге на 20% - с 11,7 тыс. руб/т до 14,1 тыс. руб/т. На Юге он увеличился на 20% - с 11,7 тыс. руб/т до 14,1 тыс. руб/т, в Поволжье на 17% - с 10,3 тыс. руб/т до 12 тыс. руб/т, на Урале на 9% - с 8 тыс. руб/т до 8,7 тыс. руб/т, в Сибири на 27% - с 7,9 тыс. руб/т до 10 тыс. руб/т.
Экспортеры также подняли цены. Так, если в начале сезона пшеница с протеином 12,5% стоила около $222/т (FOB глубоководные порты Черного моря), то к февралю она подорожала до $240-245/т, несмотря на то, что мировые цены уже активно снижались. Таким образом, с последнего месяца зимы российская пшеница стала неконкурентоспособной на мировом рынке и начала проигрывать на египетских тендерах, теряя свое ценовое преимущество: Французская, румынская и даже американская пшеница предлагалась как минимум на $5/т дешевле. Из шести тендеров GASC с поставкой в марте - июне общим объемом 1,44 млн тонн России удалось выиграть только один контракт на 60 тыс. тонн с разгрузкой в начале апреля.
К концу сезона экспортные цены упали до уровня $200-205/т. Однако экспорт в последние два месяца урожайного года осуществлялся в основном за счет ранее закупленных объемов. Цена на новый урожай в мае опустилась до уровня $180/т. Однако из-за новостей из США о рекордно низких посевах кукурузы из-за переувлажнения почвы и возможного ухудшения качества пшеницы, а также высоких температур в центрально-европейской части России, цены выросли до $195-198/т. Еще в середине июня сохранялась вероятность того, что потери от недополучения урожая кукурузы в США окажутся не такими большими, как ожидалось, и экспортные цены снова скорректируются вниз до $190/т или ниже.
Задержка в выдаче экспортных документов осложняет работу
Станислав Кашуба, менеджер агропромышленного концерна "Покровский
Сезон 2018/19 оказался удачным для нашей компании. Урожайность зерновых в прошлом году была немного ниже, чем в 2017 году, из-за засухи, но поскольку мы приобрели дополнительные земли, общий урожай оказался выше. Часть продукции мы экспортируем сами, часть продаем на внутреннем рынке и другим экспортерам. Нам удалось экспортировать более 300 тысяч тонн зерна. Единственное, что отставало, - это экспорт кукурузы, поставки которой были невыгодны при нынешних экспортных ценах.
Мы постоянно работаем над расширением рынков сбыта нашего зерна, отслеживаем цены, внутренние и внешние, и стоит сказать, что за рубежом нас уже оценили как выгодных партнеров. В прошедшем сезоне мы впервые поставили свою продукцию в Нигерию, Перу, Саудовскую Аравию, Танзанию и Бурунди. Большая часть зерна была экспортирована в первой половине сельскохозяйственного года.
В этом году работа осложняется задержкой выдачи сопроводительной документации на грузы. Мы знаем экспортеров, которые уже понесли убытки из-за длительных задержек в выдаче фитосанитарных документов. Обидно, ведь все эти задержки ведут не к увеличению экспорта, а к утечке денег за границу за простой судов: чем дольше оформляется сертификат, тем больше демереджа заплатит экспортер и заложит его в цену закупки продукции у сельхозпроизводителя.
На отечественном рынке с этого года усилен контроль за карантинными объектами, и это правильно, мы должны знать о культуре выращивания сельхозпродукции, что позволит нам выйти на новые мировые рынки. Но при существующем механизме выдачи карантинных сертификатов - на каждую машину - нас всех ждет коллапс в новом сезоне в разгар уборки урожая. Если не изменят порядок выдачи этих документов, введя, например, декларирование не на каждую машину, а на определенную партию, то урожай просто остановится.
Основные инвестиции сейчас идут на покупку земли, обновление парка оборудования, обучение персонала, в частности, работа по правилам GAFTA. Также в начале июня мы приобрели элеватор с емкостью хранения 100 тыс. тонн.
Покупатели и продавцы
Тройка крупнейших импортеров российского зерна в сезоне 2018/19 осталась неизменной, причем Египет сохранил первое место, несмотря на сокращение закупок почти на 12% по сравнению с прошлым годом до 7,6 млн тонн против 8,7 млн тонн в 2017/18 году (все данные здесь и далее приведены за 11 месяцев, если не указано иное). Турция еще больше сократила импорт российского зерна - примерно на 22% до 5,5 млн тонн против 7 млн тонн годом ранее, но сохранила за собой второе место в рейтинге. Что касается Ирана, то это одна из немногих стран, которая хоть и незначительно - на 1,6% - увеличила импорт зерна (ячменя и кукурузы) из России: с 2,4 млн тонн до 2,5 млн тонн.
Сокращение закупок российского зерна рядом стран (помимо Египта и Турции, это такие крупные импортеры, как Саудовская Аравия, Бангладеш, Нигерия, Индонезия, Судан, Ливан, Азербайджан и др.) связано, прежде всего, со снижением валового сбора и экспортного потенциала России. Тем не менее, FAS USDA прогнозирует в 2018/19 году мировой спрос со стороны большинства этих покупателей на уровне или выше предыдущего года.
Но были и другие сдерживающие факторы. Например, Вьетнам, который входил в пятерку крупнейших импортеров российского зерна в сезоне 2017/18 и активно закупал пшеницу в июле-октябре 2018/19, прекратил поставки в ноябре из-за несоответствия импортного зерна фитосанитарным требованиям. Азербайджан прекратил импорт из России из-за собственного рекордного урожая пшеницы и увеличения поставок из Казахстана в начале сезона. Экспорт в Саудовскую Аравию, несмотря на повышенный спрос в первой половине сельскохозяйственного года, сократился в 1,5 раза из-за снижения российского валового сбора ячменя.
Если рассматривать экспорт в разрезе регионов мира, то в 2018/19 году, по сравнению с предыдущим сезоном, поставки отечественной пшеницы в Европу увеличились: Греция, Албания, Румыния, Норвегия, Нидерланды и Кипр. В целом - на 45%, что связано с сокращением урожая этой культуры в ЕС и высокими ценами, которые сохранялись там большую часть сельскохозяйственного года. Экспорт в африканские страны (кроме северных), в том числе через порты Балтии, остался на прежнем хорошем уровне - около 7 млн тонн. Другие регионы мира импортировали значительно меньше российского зерна, чем в предыдущем рекордном сельскохозяйственном году.
В то же время основными импортерами российского экспорта остаются Ближний Восток с 13,9 млн тонн, или 34% от общего объема экспорта (17,8 млн тонн, или 36% в 2017/18 году), и Северная Африка (прежде всего Египет) с 10 млн тонн, или 25%, по сравнению с 11,8 млн, или 24%, годом ранее. В Юго-Восточную Азию было экспортировано меньше зерна, но доля региона увеличилась: в 2017/18 году показатели составляли 4 млн тонн, или 8%, а в 2018/19 году - 3,6 млн тонн, или 9%. Отгрузки в Южную Азию, и особенно в Восточную Азию, снизились. Это произошло, несмотря на резкое сокращение присутствия Австралии в регионе из-за сильной засухи и высоких цен. Другие страны-экспортеры смогли увеличить поставки в этот регион.
Что касается российских экспортеров зерна, то тройка лидеров также осталась неизменной. Торговый дом "Риф" лидирует по отгрузкам уже четыре сезона подряд (с 2015/16 года). С июля по май компания отгрузила за рубеж 6,8 млн тонн (в 2017/18 году - 6,7 млн тонн). За год доля "Риф" в общем объеме экспорта зерна из страны выросла с 13,6% до 16,7%.
Glencore занимает второе место, несмотря на то, что компания сократила свой экспорт до 3,5 млн. тонн, а свою долю рынка - с 10,2% до 8,8%. Зато заметно прибавила Aston, которая расположилась на третьей позиции: объем поставок она увеличила с 3,1 млн тонн до 3,4 млн тонн, а свою долю с 6,4% до 8,4%.
Общая доля тройки крупнейших экспортеров за последние четыре сезона увеличилась с 28% до 43%, а объем - с 9,7 млн тонн до 13,8 млн тонн, то есть в 1,4 раза. При этом двое из тройки лидеров - "ТД Риф" и "Астон" - осуществляют активную автомобильную перевалку через порт Кавказ: таким образом они отправляют за рубеж более 60% зерна. "Гленкор", напротив, работает в основном на собственном терминале в Тамани.
Несмотря на снижение экспортного потенциала в сезоне 2018/19, ряд экспортеров, помимо компаний "Риф" и "Астон", увеличили свои объемы и долю. К ним относятся агрохолдинг "Степь", который увеличил поставки с 0,36 млн тонн в 2017/18 году до 1,1 млн тонн в 2018/19 году, а свою долю с 0,7% до 2,8%; "Юга Руси" - с 0,8 млн тонн до 1,6 млн тонн и с 1,8% до 2,6%; и группа АСТ - с 0,78 млн тонн до 0,85 млн тонн и с 1,6% до 2,1%.
Такие крупные экспортеры, как Cargill и MiroGroup в 2018/19 году тяготели к экспорту через терминал КСК в Новороссийске (более 70% объема), Агрохолдинг "Степь" и АСТ - через НГТ (более 70%), ОЗК и Louis Dreyfus - через НКХП (96% и 61% соответственно).
Открытие новых рынков зависит от государства
Евгений Сидюков, генеральный директор "Краснодарзернопродукт-Экспо
"КЗП-Экспо" занимается производством зерновых и масличных культур, а также их хранением, переработкой и торговыми операциями. Около 80% зерновой продукции, которую мы выращиваем и закупаем, уходит за рубеж. В сезоне 2018/19, конечно, мы отметили снижение предложения зерна за счет сокращения валового сбора, других особенностей прошедшего сельскохозяйственного года не было. Структура наших поставок также не изменилась: пшеница и ячмень поставлялись за рубеж в тех же пропорциях, что и годом ранее, разве что кукурузу в этот раз мы почти не экспортировали.
Максимальные продажи традиционно были с августа по ноябрь, затем экспорт пошел на спад. Мы отправляем зерно в Египет, Турцию, Вьетнам, Индонезию и Бангладеш - это наши основные рынки. Открытие новых зависит только от конкретных договоренностей между странами, но не от компаний. Например, Россельхознадзор ведет переговоры о выходе на рынки Ирака, Венесуэлы и других стран. Возможно, скоро мы сможем поставлять свою продукцию и туда.
Инвестиции в бизнес на данный момент актуальны только для собственного производства зерна, экспортные продажи стабильны по рентабельности и не требуют дополнительных вложений.
Логистика удаления
В июле-октябре 2018 года как российский экспорт в целом, так и отгрузка по железной дороге находились на рекордных уровнях и опережали показатели предыдущего года благодаря высокому мировому спросу и хорошей конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке. За весь сезон по железной дороге было отгружено почти 13,6 млн тонн зерна, что на 30% ниже прошлогоднего уровня (19,2 млн тонн в 2017/18 году) и связано с сокращением экспортного потенциала России. Тем не менее, этот показатель на четверть выше, чем в предыдущие годы. Например, в 2015/16 году по железной дороге было отправлено всего 10,7 млн тонн, а в 2016/17 году - 10,8 млн тонн. Причина - общий рост отгрузок по железной дороге в направлении глубоководных и малых портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), а также портов Балтии.
Примечательно, что в прошлом году два зернопроизводящих макрорегиона страны не только увеличили отгрузку зерна на экспорт по железной дороге, но и сделали это рекордными темпами. В частности, Сибирь за 11 месяцев сезона увеличила поставки в 1,8 раза до 2,06 млн тонн, а Урал - на 27% до 912 тыс. тонн. Остальные регионы сократили поставки: Центрально-Черноземный - до 5,5 млн тонн против 6,3 млн тонн годом ранее, Южный - до 4,07 млн тонн против 4,9 млн тонн, Приволжский - до 4 млн тонн против 4,67 млн тонн. В результате доля поставок из Сибири увеличилась с 6% до 12%, с Урала - с 4% до 6%, тогда как доля других регионов в экспорте снизилась. Это стало следствием того, что экспортный спрос со стороны пострадавшего от засухи Приволжского федерального округа резко снизился по сравнению с предыдущим сезоном, когда там был собран рекордный урожай. Снижение экспортного потенциала произошло и в центральном регионе. Поэтому уже в октябре 2018 года экспортеры начали активно закупать и экспортировать зерно в Сибирском и Уральском федеральных округах.
Что касается перевалки в портах, то, несмотря на снижение экспорта, ряд экспортеров остался в минусе. Например, объем перевалки в порту Кавказ остался на прежнем уровне (10,5 млн тонн) и портах Каспийского моря (2,1 млн тонн), а в Балтике экспорт вырос с 2,4 млн тонн до 2,9 млн тонн.
В ближайшие пять лет мощности портов ACB по перевалке зерна могут увеличиться в 1,6 раза - до 73 млн тонн в год. В настоящее время они оцениваются в 45 млн тонн в год. Расширению будет способствовать увеличение мощностей ОТЭКО (Тамань), всех терминалов Новороссийска, а также малых портов Азовского моря (ТД РИФ). Российские балтийские порты могут утроить свои перевалочные мощности до 9 млн тонн за счет строительства порта в Усть-Луге (Ленинградская область).
Проекты по строительству новых и расширению существующих терминалов в портах на Каспийском море (Махачкала, Оля, Стрелецкое), в свою очередь, позволят увеличить перевалочные мощности с 2 млн тонн до 4 млн тонн. В целом, объем перевалки зерна во всех российских портах может увеличиться с 49,8 млн тонн до не менее 80,5 млн тонн к 2022 году, или в 1,6 раза.
Рентабельность экспортных продаж объективно низкая
Александр Григорьянц, коммерческий директор компании "Глобэкс Грине
Компания Globex Grain экспортировала в завершившемся сезоне несколько меньше зерна, чем ожидалось. Низкий урожай привел к тому, что переработчики в центральных регионах страны активно забирали продукцию по высоким ценам, и отгрузка зерна оттуда на внешние рынки прекратилась уже к Новому году. В феврале, когда произошло резкое падение экспортных цен, крупные экспортеры перестали подписывать новые контракты, в основном выполняя ранее заключенные соглашения. Свою роль сыграл и рост стоимости железнодорожных перевозок. С начала года в Центральном федеральном округе тарифы выросли на 300 руб/т, в Сибири - до 1 тыс. руб/т. Таким образом, сезон завершился раньше обычного. В этом году урожай, очевидно, будет выше, поэтому сезон продлится дольше и будет более активным. Хотя многое будет зависеть от паритета внешних цен.
В 2018/19 году мы не открывали новых экспортных направлений, но надеемся в ближайшем будущем выйти на интересный для нас азиатский рынок.
Рентабельность экспортных продаж в прошедшем сезоне была объективно низкой - 3-4% в среднем по отрасли. У нас есть определенные договоренности с терминалами, складами и перевозчиками, и этого на данный момент вполне достаточно.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍