Перевозка зерна подорожала после отказа от нелегальных схем

Обновлено 10 октября 2020 - 3 года назад

О росте тарифов на перевозку зерна автомобильным транспортом сообщили сотрудники трех торговых компаний. Руководитель аналитического центра "Русагротранса" Игорь Павенский подтвердил это: тарифы начали расти с начала сентября и сейчас средние цены на перевозки, в зависимости от дальности транспортировки, выросли на 25-35% по сравнению с сентябрем 2019 года. Например, если раньше перевозка 1 тонны зерна из Воронежской области в порты Азовского моря обходилась в среднем в 2000 рублей, то сейчас перевозчики предлагают тариф в 2450 рублей, говорит Павенский. Доставка 1 тонны зерна из Краснодарского края на расстояние 200 км подорожала с 900 до 1200 рублей, из Ставропольского края - с 1400 до 1700 рублей за 350 км, продолжает эксперт. Некоторые аграрии отмечают даже многократное увеличение тарифов на автоперевозки, говорит Александр Корбут, вице-президент Российского зернового союза.

Тарифы на перевозку зерна выросли в основном в Южном федеральном округе: они на 10-15% выше по сравнению с первой декадой сентября, сообщил представитель Минтранса. В Минсельхоз обращений о росте цен на перевозку зерна пока не поступало, сообщил представитель министерства.

Рост цен собеседники объясняют действием вступившего в силу 15 сентября Меморандума о борьбе с нарушениями весовых и габаритных норм при автоперевозках сельхозпродукции, разработанного Ассоциацией честных участников аграрного рынка. Согласно этому документу, экспортеры зерновых и масличных культур, владельцы терминалов и элеваторов договорились не использовать автотранспорт, превышающий весовые нормы груза, или не принимать его под разгрузку. По данным Ассоциации, к меморандуму уже присоединились 61 грузоотправитель, 34 перевозчика, 200 элеваторов, 25 агрохолдингов и т.д.

До этого многие компании превышали допустимый вес в 2-3 раза, некоторые трейдеры таким образом экономили на логистике, вспоминает Владимир Матягин, президент ассоциации "Грузавтотранс" (объединяет автоперевозчиков). Особенно остро эта проблема стояла на юге России, добавляет Корбут. Это привело к занижению тарифов, которые практически не повышались около 10 лет, несмотря на то, что расходы перевозчиков постоянно росли, говорит Матягин. Сейчас те, кто раньше работал с нарушениями и получал необоснованную сверхприбыль, уже не могут ездить по старым тарифам и поднимают цены, объясняет он. А те, кто и так работал по правилам, могут держать низкие тарифы из-за высокой конкуренции с нарушителями.

К тому же увеличился спрос на транспорт, что также ведет к росту цен, продолжает он. Однако дефицита автомобилей нет, говорит представитель Министерства транспорта.

После 15 сентября цена перевозки уже выросла в среднем на 15%, а в некоторых регионах достигла 25%, говорит Матягин. Но, по словам исполнительного директора Ассоциации честных участников рынка АПК Екатерины Рогановой, цена выросла только для тех, кто раньше работал с перевалками, и только на 10%. Например, компания "Б.И. Гранум" (владеет автопарком в Ростове-на-Дону) не стала повышать цены, потому что до этого работала без нарушений, говорит ее коммерческий директор Алексей Чижевский. По мнению Матягина, тарифы должны вырасти еще больше - на 70-100% - и тогда цена будет справедливой.

Вполне логично, что цены сейчас растут, ведь одной из целей меморандума было справедливое ценообразование в сфере автоперевозок, утверждает Павенский. Согласно новым требованиям, автомобили могут перевозить в среднем не более 25 тонн. Рынок был готов к этому, согласен Эдуард Зернин, председатель Союза экспортеров зерна. Саморегулирование способствует развитию цивилизованного рынка, уверяет представитель Минсельхоза.

По словам Корбута, основное бремя от повышения тарифов ляжет на фермеров: чтобы соответствовать цене на экспорт, им придется сократить свою маржу на сумму дополнительных расходов. По словам Дмитрия Рылько, генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка, затраты на доставку составляют 8-9% от себестоимости партии зерна. Однако, например, для агрохолдинга "Степь" (входит в АФК "Система") повышение цен было незначительным, поскольку он изначально перевозил продукцию по номинальному весу, говорит генеральный директор агрохолдинга Андрей Недужко.

Также, по словам Зернина, повышение тарифов приведет к увеличению затрат и для экспортеров. Крупнейший российский экспортер зерна ТД "Риф" в большинстве сделок не организует логистику, а расходы несет фермер, который устанавливает цену, включающую доставку, говорит Марина Турянская, генеральный директор "Риф". В последний месяц закупочные цены на зерно росли, но рост транспортных тарифов - лишь один из факторов, уточняет она.

Рынку повезло, что меморандум был подписан в текущем сезоне, когда растут цены на зерно на мировом рынке, а также внутренние цены, в том числе из-за девальвации рубля, говорит Рылько. Кроме того, урожай на юге относительно невысок, что позволяет смягчить стресс от перехода на новый вид грузоперевозок. С этим согласен и Зернин: из-за роста мировых цен и ослабления рубля рост тарифов не окажет серьезного влияния на рентабельность экспортных операций. Цены на зерно растут из-за того, что страны-импортеры пытаются создать запасы в связи с пандемией COVID-19, а также из-за резкого снижения валового сбора в некоторых странах Западной и Восточной Европы и ослабления рубля, говорит Павенский. По его мнению, тарифы на это пока не влияют. Цены на пшеницу за последние две недели выросли примерно на 8%: до 16 200 рублей за тонну на внутреннем рынке (с учетом доставки до покупателя в Новороссийске), экспортная цена - до $235 за тонну, говорит Рылько. Однако в следующем сезоне конъюнктура рынка может быть не столь благоприятной, предупреждает Рылько.

Министерство сельского хозяйства ранее прогнозировало, что в 2020 году в России будет собран один из самых больших урожаев зерна в истории - 122,5 млн тонн (+1% по сравнению с 2019 годом). По данным Министерства сельского хозяйства США (USDA), Россия вновь станет лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок в сезоне 2020/21, экспортировав 37,5 млн тонн этой культуры.

Между тем, популярность перевозок зерна по железной дороге растет: в июле-сентябре доля этого вида транспорта выросла до 60%, тогда как в аналогичные периоды предыдущих сезонов она превышала 40-45%, говорит Павенский. Основная причина заключается в том, что в Центральной России и Поволжье собраны рекордные урожаи пшеницы, а туда зерно традиционно отгружается по железной дороге. В результате в августе и сентябре были зафиксированы рекордные темпы экспорта этим видом транспорта - более 2 млн тонн в месяц, в основном за счет поставок из этих двух регионов.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍