Несмотря на сложный сезон, Россия сохранила первое место в мировом экспорте пшеницы
Обновлено 10 июля 2020 - 4 года назад
Участники зернового рынка запомнят 2019/20 год как один из самых необычных. Высокий урожай, девальвация рубля, пандемия коронавируса, диспаритет внутренних и экспортных цен, введение экспортных квот - вот лишь некоторые из факторов, повлиявших на финал сезона. По его итогам Россия смогла отгрузить на внешние рынки около 44,4 млн тонн зерна.
Динамика экспорта российского зерна в сезоне 2019/20 развивалась крайне нетрадиционным образом. Если в предыдущие годы пик экспорта обычно приходился на осенние месяцы, то на этот раз самый значительный объем пришелся на первый месяц - июль 2020 года, когда за рубеж было отправлено 4,76 млн тонн. В течение остального периода этот показатель так и не был превышен. Кроме того, в течение довольно длительного времени, несмотря на увеличение валового сбора до 120,2 млн тонн (плюс 8 млн тонн по отношению к объему урожая 2018 года), ежемесячный экспорт был ниже показателей предыдущего сезона вплоть до февраля текущего года.
Как шли поставки?
Основными причинами такой динамики экспорта зерна стали сокращение начальных запасов (на 9 млн тонн за сезон 2018/19 - до 11,9 млн тонн), высокая конкуренция со стороны Украины и ряда европейских стран, таких как Франция, Германия, Румыния, Болгария, Латвия и Литва. Также большое влияние оказал опережающий рост цен на внутреннем рынке по сравнению с экспортными ценами в рублевом выражении с учетом курса рубля к доллару, который оставался достаточно стабильным с июля 2019 года до конца зимы.
Экспорт пшеницы из Украины по итогам сезона увеличился почти на 5 млн тонн - до 20,5 млн тонн. Из стран ЕС-27 (включая Великобританию) - на 11 млн тонн до 34 млн тонн. Соединенным Штатам также удалось немного увеличить поставки по сравнению с объемом прошлого года. Влияние Австралии на мировой рынок пшеницы во второй половине 2019/20 года, как и год назад, было ограниченным из-за повторения засухи. Тем не менее, Аргентина, несмотря на введение 12% пошлины на экспорт пшеницы и сохранение валового сбора на уровне сезона 2018/19, увеличила экспорт почти на 1 млн тонн до 13,6 млн тонн, в том числе благодаря значительной девальвации аргентинского песо.
Только в марте-мае 2020 года темпы экспорта российского зерна в целом и пшеницы в частности превысили прошлогодние показатели под влиянием резкой девальвации рубля - с конца февраля по конец апреля более чем на 20%. Также это было связано с ростом экспортных цен из-за пандемической коронавирусной инфекции и желанием стран-импортеров пополнить на этом фоне запасы пшеницы, в то время как некоторые страны-экспортеры, наоборот, ввели жесткие ограничения на внешнюю торговлю. В итоге такие меры были введены с апреля по май в Казахстане и на короткий период в Румынии.
Определенную роль сыграло то, что экспортный потенциал урожая из Украины и ряда стран Восточной Европы и Балтии был уже исчерпан. Более того, экспорт российского зерна в марте и апреле достиг рекордных показателей для этих месяцев (за исключением сезона 2017/18, когда были вывезены запасы аномально высокого урожая 2017 года) - 3,93 млн и 4,47 млн тонн соответственно. Следует также отметить, что в 2018/19 урожайном году все сложилось наоборот: к апрелю 2019 года Россия перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке пшеницы, а внутренние цены вышли за пределы экспортного паритета из-за повышенного спроса со стороны отечественных переработчиков.
В конце марта этого года Россия также ввела экспортную квоту в размере 7 млн. тонн. Она распространялась на поставки в апреле-июне. Данная мера была направлена на предотвращение снижения запасов зерна до минимума в условиях повышенного спроса со стороны импортеров и дальнейшего роста цен на внутреннем рынке, которые уже к середине марта достигли исторически высоких уровней. Также в марте 2020 года были начаты товарные интервенции, в ходе которых было продано 1,5 млн тонн из 1,77 млн тонн зерна (в основном пшеницы и небольшого количества ячменя), хранившегося в интервенционном фонде.
В результате общий объем экспорта зерна за 11 месяцев сезона 2019/20, с учетом экспорта в ЕАЭС и зернобобовых, почти достиг уровня предыдущего сезона - около 43,7 млн тонн. При этом, с учетом исчерпания квоты, остаток к экспорту в июне, по данным аналитического центра "Русагротранса", составил около 0,64 млн тонн против 1,61 млн тонн в июне 2019 года. Экспорт за весь сельскохозяйственный год составил около 44,4 млн тонн, что на 1 млн тонн меньше, чем годом ранее. Тем не менее, Россия, как и в последние два сезона, останется лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок с объемом 34,8 млн тонн против 35,85 млн тонн в 2018/19 сельскохозяйственном году, опережая ЕС и США.
Экспорт ячменя также снизился с 4,6 млн тонн до 4,2 млн тонн. С этим объемом Россия останется на третьем месте в рейтинге крупнейших мировых экспортеров после ЕС и Украины. А кукуруза стала единственной позицией, по которой наблюдался рост экспорта в сезоне 2019/21 - на 1 млн тонн до 3,9 млн тонн. Основными причинами роста стали увеличение поставок в Турцию, Вьетнам и Южную Корею, а также сохраняющийся высокий объем поставок в Иран. По экспорту этой культуры Россия также сохранила свои позиции в рейтинге основных мировых поставщиков - пятое место, такое же, как и год назад.
Экспортеры
В сезоне 2019/20 года тройка лидеров-экспортеров российского зерна несколько изменилась. Однако лидером по экспорту, как и в последние пять лет с 2015/16 сельскохозяйственного года, остается ростовский ТД "Риф" - 5,35 млн тонн. Впервые в топ-3 вошла компания "Мирогрупп Ресурс" (входит в созданный ВТБ "Деметра-Холдинг") с объемом 3,7 млн тонн. На третьем месте оказалась компания Aston с 2,95 млн тонн, а Glencore с небольшим отставанием заняла четвертое место с 2,91 млн тонн. Пятерку крупнейших экспортеров завершает "ОЗК" - 2,6 млн тонн.
На долю десяти крупнейших экспортеров в сезоне 2019/20 приходится 25,8 млн тонн зерна, отгруженного за пределы страны, или 63%. В 2018/19 урожайном году этот показатель составлял 24 млн тонн и 57% соответственно. Среди компаний, увеличивших отгрузки за рубеж, - Louis Dreyfus, АСТ, "Артис-Агро", Zernotrade, Gemcorp (с нуля), Agrolider (в направлении Азербайджана) и ТД "Зерно Заволжья".
Страны-импортеры
На фоне общего снижения экспорта из России ряд стран значительно увеличил импорт. Среди них оказалась Турция, которая впервые с сезона 2014/15 обошла Египет и стала лидером по импорту российского зерна. Поставки выросли на треть до 7,65 млн тонн. Это самый высокий объем за всю историю поставок в эту страну из России, отчасти благодаря беспрецедентно высокой доле пшеницы третьего класса (основная позиция в турецком импорте) в валовом сборе южных регионов и растущему спросу на переработку в муку и дальнейший реэкспорт. Российские экспортеры часто доминировали на тендерах Турецкого зернового агентства (TMO), где закупались пшеница и ячмень. Отгрузки 20-65 тыс. тонн из глубоководных портов Черного моря, включая Кавказ, в эту страну также значительно возросли. В завершившемся сезоне их доля была в три раза выше, чем в 2018/19 году - 1,8 млн тонн против почти 0,6 млн тонн соответственно.
Конкуренция с украинской и французской пшеницей не позволила России сохранить объем поставок зерна в Египет на прошлогоднем уровне. По итогам 2019/20 года страна заняла второе место в рейтинге крупнейших импортеров с объемом 5,9 млн тонн (-23% к показателю предыдущего сезона). Спад в торговле был хорошо заметен на тендерах GASC, где доля российской пшеницы снизилась с 61% до 52%.
Экспорт в Иран, входящий в тройку ведущих стран-покупателей российского зерна, в прошедшем сезоне увеличился в 1,6 раза. Это произошло в первую очередь за счет роста поставок пшеницы с нуля до 1,5 млн тонн, в основном через глубоководные порты Черного моря. Страна сняла запрет на импорт этой культуры впервые с сезона 2015/16, возобновив ее массовый импорт в целях экономии бюджетных средств, которые ранее использовались для субсидирования закупок пшеницы по высоким ценам у местных производителей. Повышенный спрос со стороны птицеводческой промышленности Ирана и снижение импорта из Казахстана привели к увеличению российского импорта ячменя с 1 млн тонн до 1,2 млн тонн, а также к сохранению импорта кукурузы из России на рекордно высоком уровне в 1,7 млн тонн.
Четвертым по импорту российского зерна (в частности, пшеницы) стал Бангладеш. Несмотря на конкуренцию с украинскими поставками, республика увеличила закупки у России в 1,2 раза, до 2,2 млн тонн. Такой же объем был экспортирован в Бангладеш в рекордном экспортном сезоне 2017/18, когда Россия начала активно наращивать поставки в эту страну.
В пятерку крупнейших импортеров российского зерна входит Саудовская Аравия. В прошедшем сезоне королевство смягчило требования по повреждению клопом-черепашкой к пшенице, закупаемой на тендерах SAGO, и допустило в том числе российскую продукцию. В результате поставки этой культуры туда составили 123 тыс. тонн против нулевых значений в предыдущие сезоны вплоть до сезона 2013/14 (в 2015 году начало действовать требование о нулевом повреждении зерна зерновой молью). В целом Саудовская Аравия увеличила закупки российского зерна (пшеницы и ячменя) на 13% до 1,64 млн тонн. При этом импорт ячменя вырос незначительно - с 1,45 млн тонн до почти 1,5 млн тонн.
Стоит также отметить увеличение экспорта в Азербайджан (6-е место) - почти вдвое, до 1,4 млн тонн, при значительном снижении экспорта пшеницы из Казахстана, где был собран рекордно низкий урожай с 2010 года. Поставки, в основном пшеницы, во Вьетнам (7-е место) немного увеличились - с 1,19 млн тонн до 1,29 млн тонн. Тем не менее, это далеко от показателей сезона 2017/18, когда в страну было поставлено 2,1 млн тонн российской пшеницы и 0,1 млн тонн кукурузы.
Экспорт пшеницы в ОАЭ (9-е место) увеличился с 0,7 млн тонн до 0,93 млн тонн. Россия стабильно наращивает поставки в эту страну с сезона 2015/16. Судан, занимающий 8 строчку в рейтинге крупнейших покупателей, и Нигерия, находящаяся на 10 строчке, сократили импорт российского зерна за счет поставок из других стран, включая США и Украину. Таким образом, только три страны из 10 крупнейших импортеров сократили импорт зерна из России. Что касается других покупателей, то стоит отметить положительную динамику поставок в такие страны, как ЮАР, Танзания, Оман, и снижение поставок в Кению, Йемен и Марокко.
В рейтинг не попал объем зерна, который активно экспортировался в страны ЕАЭС - Казахстан, Беларусь, Армению и Кыргызстан. По расчетам аналитического центра "Русагротрансанализ", он составил 2,1 млн тонн против 1,7 млн тонн. Увеличение произошло в основном за счет Казахстана, который получил вдвое больше зерна, чем в прошлом году - около 1,4-1,5 млн тонн, в основном пшеницы.
Черноморские страны остаются надежным поставщиком пшеницы, несмотря на COVID-19
Светлана Малыш. Старший аналитик по сельскохозяйственным рынкам в Refinitiv Agriculture
Вспышка коронавируса вызвала у участников рынка беспокойство по поводу возможных сбоев в цепи поставок продовольствия из стран Черноморского региона - как из Украины, так и из России - в связи с удаленной работой сотрудников торговых компаний и государственных учреждений из-за карантина. После почти трех месяцев такого режима стало очевидно, что черноморские экспортеры выполнили все свои обязательства по поставкам пшеницы. И теперь существует высокая вероятность того, что причерноморские страны с достойным урожаем и хорошим экспортным потенциалом сохранят в предстоящем сезоне свое важное место в глобальной цепочке поставок продовольствия - почти 30% мировой торговли пшеницей.
Высокий спрос со стороны импортеров и активные закупки потребителей в феврале-марте 2020 года заставили экспортеров задуматься о собственной продовольственной безопасности, особенно во второй половине сезона 2019/20. Как следствие, Россия ввела квоту на экспорт зерна в размере 7 млн тонн и запретила экспорт масличных за пределы Евразийского союза. Украина, в свою очередь, пересмотрела экспортный потенциал пшеницы на сезон 201920 года и внимательно следила за темпами поставок, предупреждая экспортеров о недопустимости превышения согласованных объемов отгрузки. Румыния также попыталась остановить экспорт зерна за пределы ЕС, но ее запрет действовал не более недели.
Механизм квотирования экспорта зерна из России, к сожалению, не обеспечил равных возможностей для всех операторов рынка и не учел особенностей экспорта других культур, таких как кукуруза и ячмень. На мой взгляд, он требует более тщательной проработки и более тесного сотрудничества между государственными органами, предприятиями частного сектора и специализированными организациями. Тем не менее, данные торговых потоков Refinitiv показывают, что поставки пшеницы из России в марте-мае 2020 года достигли около 6,6 млн тонн, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт пшеницы из Украины вырос до 3,2 млн тонн, что на 45% больше, чем в марте-мае 2019 года. Этому способствовал повышенный спрос со стороны импортеров, которые также опасаются нехватки продовольствия, и привлекательные цены на пшеницу.
Исходя из ожидаемых объемов производства, экспортный потенциал российской пшеницы в новом сезоне оценивается компанией Refinitiv в 33-34 млн тонн. Украина способна поставить на мировой рынок 17-18 миллионов тонн. Если прогнозы урожая в этих двух странах верны, то они поставят на мировой рынок в общей сложности около 51-52 млн тонн пшеницы, что будет на пару миллионов тонн меньше, чем в прошлом сезоне из-за сокращения экспортных возможностей. В то же время, это очень близко к среднему показателю экспорта из стран региона за последние четыре года.
Ценовая ситуация
Соотношение внутренних и экспортных цен в сезоне 2019/20 было не самым лучшим для экспорта и экспортеров, особенно в его первой половине. По данным аналитического центра "Русагротранстхинк", рентабельность экспортеров (с учетом затрат на транспортировку и перевалку) на протяжении июля-декабря, за исключением редких периодов в августе и декабре, оставалась низкой, а иногда уходила в минус. Только начиная с февраля, на фоне роста экспортных цен и дальнейшего резкого ослабления курса рубля, рентабельность экспортных операций начала расти и достигла своего пика в апреле 2020 года. Такая ситуация сложилась несмотря на то, что средняя экспортная цена FOB на пшеницу с протеином 12,5% в 2019/20 году была значительно ниже, чем в сезоне 2018/19 - $208/т против $221/т. Рост экспортной цены в рублевом выражении с начала сезона до конца 2019 года составил 12%. При этом внутренние цены на Юге и в Центре выросли на 20-25%. Этот урожайный год отличался от предыдущих тем, что практически сразу после старта зерно начало дорожать.
Еще одна особенность завершившегося сезона - отечественные переработчики (животноводы и мукомолы) с самого начала довольно серьезно конкурировали за зерно с экспортерами, предоставляя им более привлекательные цены. К этому подтолкнул опыт предыдущего урожайного года: тогда многие переработчики не успели закупить зерно по более низким ценам осенью и были вынуждены приобретать его по резко возросшим ценам в конце 2018 и начале 2019 года.
К апрелю 2020 года внутренние цены на пшеницу четвертого класса на Юге достигли исторически рекордного уровня 15 500 рублей за тонну EXW без НДС, а в Центре они росли до конца сезона, достигнув 14 000 рублей за тонну, в том числе благодаря сохраняющемуся активному спросу со стороны внутренних потребителей. И это несмотря на то, что к концу апреля закупки у экспортеров постепенно сошли на нет из-за исчерпания экспортной квоты. Ситуация рекордного уровня цен была характерна для всех российских зернопроизводящих регионов, включая Поволжье, Урал и Сибирь.
Железнодорожный транспорт, порты и инфраструктура
Несмотря на то, что экспорт зерна из России в целом снизился в сезоне 2019/20, по железной дороге его было перевезено больше, чем год назад - 13,9 млн тонн против 13,5 млн тонн. В целом, доля железной дороги во внешних перевозках (без учета экспорта в ЕАЭС) выросла с 32% до 34%. Значительно выросли отгрузки из южных регионов - на 1 млн тонн до 5,28 млн тонн, а из Центра - на 0,8 млн тонн до почти 5 млн тонн. Однако этот прирост был нивелирован резким снижением с 3 млн тонн до 1,9 млн тонн экспортных отгрузок по железной дороге из Поволжья, которое резко сократило производство зерна в 2019 году из-за июньской засухи.
Субсидии, которые были распространены на перевозки сельскохозяйственной продукции на экспорт из сибирских регионов по железной дороге в феврале-апреле 2020 года, стимулировали экспорт в направлении глубоководных портов на Черном море, в Азербайджан и порты Каспийского моря. Однако они не позволили отгрузкам достичь рекордно высокого уровня в 1,7 млн тонн, зафиксированного в сезоне 2018/19. Общий экспорт зерна из Сибири в 2019/20 году составил 1,5 млн тонн. Основным фактором, не позволившим сохранить объемы поставок, стал рекордный экспорт из региона в направлении Казахстана в первой половине сезона, при этом начальные запасы резко сократились с 4 млн тонн до 3 млн тонн в 2019/20 году.
Основное падение экспорта в разрезе портов и пограничных переходов в завершившемся сельскохозяйственном году произошло на таких направлениях, как порт Кавказ - с 10,8 млн тонн до 9,2 млн тонн, а также в 2,9 раза в портах Балтики - с рекордных для этого направления в предыдущем сезоне 2,8 млн тонн до 1 млн тонн. В последнем случае российской пшенице пришлось конкурировать с поставками из Литвы, Латвии, Германии и Польши, откуда отгрузки значительно выросли.
Постепенное снижение ставок перевалки из глубоководных портов практически с самого начала сельскохозяйственного года позволило перенаправить часть зерна с придорожной перевалки в порт Кавказ. В Новороссийске объемы выросли на 10% до 14,2 млн т, в Туапсе - на 20% до 1,8 млн т. Небольшие порты Азовского моря, тем временем, просели всего на 3% до 6,48 млн т благодаря активному спросу со стороны Турции. Рост поставок ячменя в Иран к предыдущему сезону способствовал росту перевалки через порты Каспийского моря и Волго-Дона с 2,48 млн т до 2,78 млн т. А порт Тамань, где в прошлом сезоне работали два экспортера - Glencore и новичок на российском рынке Gemcorp, практически сохранил объем перевалки на уровне 2018/19 года - 2,84 млн тонн.
Мощность российских портов, по оценкам "Русагротранса", в настоящее время составляет около 54 млн тонн в год. Благодаря запуску новых проектов и модернизации существующих терминалов в Тамани, Новороссийске, малых портах Азовского моря, а также на Балтике, мощности российских портов через три года могут увеличиться как минимум на 30 млн тонн до 84 млн тонн. Наибольшие объемы роста перевалки планируются на строящихся терминалах в порту Тамань (ВТБ и "Эфко") - 12,5 млн тонн, в порту Усть-Луга ("Новотранс") - 6 млн тонн, в бухте Батарейная Ленинградской области ("Содружество") - 4 млн тонн и в порту Азов(агрохолдинг "Степь")- 1,2 млн тонн.
Внутренние цены установили новый рекорд
Андрей Сизов. Директор аналитического центра "СовЭкон
По оценкам "СовЭкон", экспорт российского зерна и продуктов переработки в сезоне 2019/20 составил около 44,5 млн тонн, в том числе 33,8 млн тонн пшеницы. Наиболее значительное влияние на рынок зерна, несомненно, оказали действия правительства, а именно введенная экспортная квота. Я думаю, что из-за этих мер Россия в этом сезоне не экспортировала весь объем ячменя и кукурузы, который реально мог бы уйти в другие страны, речь идет о нескольких сотнях тысяч тонн. Плюс Минсельхоз заявил, что подобные интервенции планируются и в будущем. Подчеркну, что я вообще не вижу оснований для введения квот.
Сезон оказался сложным для экспортеров. В первой его половине рентабельность операций была действительно нулевой или даже отрицательной, хоть какая-то прибыль появилась только во второй половине урожайного года. Стоит отметить активность на зерновом рынке ВТБ - мы видим покупку терминалов, расширение торговой деятельности. Рынок с тревогой следит за тем, как это отразится на доступе к портовым терминалам и железнодорожным перевозкам.
Внутренние цены на зерно установили новый рекорд в завершившемся сезоне. На юге России цены на пшеницу с протеином 12,5% превысили 16 тыс. руб/т в глубоководных портах. На внешнем рынке котировки с января постепенно снижались из-за общего экономического спада и приостановки деловой активности в связи с пандемией коронавируса. Хотя рынок зерна пострадал меньше других.
Цены на новый урожай выше, чем в прошлом сезоне. В июне они составили $203-206/т FOB против $190-195/т ранее. Причины - низкие запасы зерна, сложный уходящий сезон, когда многие продавцы работали в ноль и даже в минус. Укрепление рубля также не играет на руку экспортерам. Опасения по поводу введения новой квоты, а также некоторая неопределенность с урожаем, особенно на юге России, все еще удерживают котировки на высоком уровне. В ближайшие месяцы более вероятным кажется снижение цен, в первую очередь из-за хороших перспектив нового урожая в России. Текущий прогноз СовЭкон на май по урожаю зерновых 2020 года составляет 126 миллионов тонн и 81 миллион тонн пшеницы.
Прогноз-2020/21
Июньский прогноз аналитического центра "Русагротрансанализ" по урожаю зерна в 2020 году остался на уровне 124 млн тонн против 121,2 млн тонн в 2019 году. Ожидается, что валовой сбор на Юге существенно снизится - более чем на 4 млн тонн. Однако это будет компенсировано рекордным производством в Центре - плюс 1 млн тонн, значительным ростом в Поволжье - плюс 5 млн тонн, а также увеличением в Сибирском федеральном округе. В то же время прогноз урожая пшеницы в июне был снижен с 77,7 млн тонн до 76,9 млн тонн, но это все равно выше, чем в 2019 году, когда было получено 74,5 млн тонн этой культуры. Оценка валового сбора кукурузы также была повышена с 13,8 млн тонн до 15 млн тонн в связи с увеличением посевных площадей и урожайности (14,3 млн тонн в 2019 году).
В результате экспортный потенциал России в сезоне 2020/21 может составить 45 млн тонн против 44,4 млн тонн в предыдущем году. Однако экспорт пшеницы снизится до 34,5 млн тонн из-за крайне низких начальных запасов. Тем не менее, Россия останется лидером на мировом рынке пшеницы, поскольку экспорт из ЕС сократится до 29 млн тонн из-за ожидаемого снижения урожая.
Существует высокая вероятность значительного увеличения железнодорожных перевозок зерна на экспорт, в основном за счет роста поставок из Центра и Поволжья при сокращении поставок с Юга. Общий объем железнодорожного экспорта в сезоне 2020/21 может увеличиться на 0,6-1,1 млн т до 14,5-15 млн т. Тем не менее, это ниже рекордного сезона 2017/18, когда экспорт по железной дороге достиг 19,2 млн т.
Консолидация объемов экспорта в сезоне 2020/21 продолжится. Глубоководные терминалы увеличат перевалку благодаря конкурентным ставкам по отношению к стоимости перевалки на рейде в порту Кавказ и увеличению выгрузки по железной дороге и из вагонов. Существует вероятность того, что из-за рекордного валового урожая и заканчивающихся мировых запасов пшеницы средняя цена FOB в 2020/21 году будет ниже, чем в 2019/20 году, около $204/т против $208/т. Кроме того, давление на цены во второй половине сезона может оказать значительное увеличение урожая и экспорта в Австралии, где производство может вырасти с 15 млн тонн до 26 млн тонн. Также ожидается рост производства в Аргентине.
Квота сильно ударила по имиджу российских экспортеров
Максим Антонов. Генеральный директор ООО "Зернопром
Объемы экспорта нашей компании в сезоне 2019/20 практически не изменились по сравнению с предыдущим сезоном, хотя планировалось увеличить отгрузки. Несовершенная конкуренция, связанная с выходом на рынок новых игроков, а также общая экономическая ситуация в стране и применяемые государством квоты на экспорт зерна оказали негативное влияние на бизнес в целом. Многие участники рынка были вынуждены экспортировать зерно с минимальной или даже отрицательной маржой, чтобы выполнить обязательства по контрактам. При этом политика "Зернопрома" оставалась прежней: мы шли на сделку только с гарантированной прибылью, что позволяло нам получать хорошую маржу.
Очевидно, что ограничительные меры должны были снизить цены на сырье для мукомольных предприятий, но этого не произошло - фермеры не продавали зерно по более низким ценам, поэтому в конце сезона его цена также держалась на высоком уровне. И хотя на цены квота не повлияла, она сильно ударила по имиджу российских экспортеров: некоторые отечественные игроки не смогли выполнить контракты и вывезти все, что планировалось. К счастью, наша компания успешно закрыла все свои сделки, но если такая практика ограничений продолжится, то мы придем к тому, что покупатели будут закладывать эти риски в цену, и наше зерно будут покупать со скидкой. В следующем сезоне мы ожидаем хорошего урожая и надеемся, что нам удастся реализовать наши планы по увеличению объемов экспорта.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍