Конкуренция будет расти, маржа снижаться
Обновлено 10 февраля 2019 - 5 лет назад
ООО "Торговый дом "Риф", на долю которого пришлась пятая часть всего российского экспорта зерна в сезоне 2017/18, инвестировал 5 млрд рублей в покупку 1500 хопперов. По прогнозу бенефициара компании Петра Ходыкина, из-за обострения конкуренции между экспортерами зерна маржинальность бизнеса может существенно снизиться уже в следующем сельскохозяйственном сезоне, и сохранить свои позиции на рынке смогут только те, кто имеет собственные логистические и транспортные мощности. В связи с этим "Риф" также начал закупку судов типа "река-море" и планирует к середине года начать их строительство на одном из судостроительных заводов Объединенной судостроительной корпорации. Общий бюджет "лодочного" проекта составляет не менее 11 миллиардов рублей.
- На Петербургском инвестиционном форуме весной 2018 года вы публично объявили о строительстве зернового терминала в порту Новороссийска стоимостью 8 млрд рублей. Запущен ли проект?
- Мы проделали определенную работу, но на Новороссийском комбинате хлебопродуктов начались изменения и, как следствие, смена руководства (летом 2018 года группа ВТБ купила 22,25% акций НКХП в результате урегулирования задолженности). Реализация проекта приостановлена до тех пор, пока не станет ясно, кто в итоге будет руководить НКХП.
- На инвестиционном форуме в Сочи вы подписали соглашение с властями Ростовской области об увеличении мощности вашего зернового терминала "Промэкспедиция" в Азове. Тогда вы оценивали стоимость проекта в 2-5 млрд рублей. Пришлось ли вам его еще и заморозить?
- Нет, этот проект реализуется. Мощность единовременного хранения Азовского терминала увеличится более чем в три раза, со 105 тысяч тонн в год до 340-360 тысяч тонн. Бюджет проекта составляет около 4 миллиардов рублей. Срок окупаемости - семь-десять лет. Мы планируем вести строительство в несколько этапов. Уже сейчас "Промэкспедиция" является крупнейшим среди аналогичных терминалов на малой воде в России, а после увеличения мощностей разрыв очень серьезно увеличится.
Сейчас мы готовим проект, чтобы отправить его на государственную экспертизу. Максимальный срок принятия решения - шесть месяцев, но мы надеемся получить его раньше, в течение трех-четырех месяцев. В любом случае, к середине года мы планируем получить утверждение проекта и определить сроки создания рабочей документации и строительства.
Собственные средства в этом проекте составят 25%, заемные - 75%. Сегодня практически все крупные банки предлагают финансирование. В целом проект им всем понятен. Понятен и интересен. Во многом потому, что речь идет о действующем предприятии.
- Какие задачи вы решили, объединив "Промэкспедицию" и торговый дом "Риф", который прекратил свое существование прошлым летом?
- Слияние давно назревало. Ранее "Промэкспедиция" выступала в качестве поручителя по кредитам, взятым "Рифом". Теперь договоров поручительства нет, а у "Рифа" больше активов. Когда в банк обращается одна крупная компания с серьезными активами, она априори оценивается как надежная.
- В прошлом году вы арендовали 210 вагонов-хопперов. Планируете ли вы в дальнейшем расширять свой собственный парк?
- Мы уже расширили его. Действительно, по состоянию на конец прошлого года у компании было 210 вагонов. Решение об их приобретении было принято потому, что сельскохозяйственный сезон 2017/18 года с его высоким урожаем показал, что вагонов в стране не хватает. Росбанк и Сбербанк стали партнерами в этом проекте.
Собственные хопперы позволяли нам забирать грузы из мест, куда транспортные компании практически не подают вагоны. Например, из северных районов страны. Кроме того, в разных уголках России есть много терминалов, где грузы загружаются небольшими партиями - всего по пять вагонов. Крупному перевозчику они не интересны. А товар надо вывозить.
В дополнение к первой партии в прошлом году мы закупили еще 600 автомобилей. 500 из них мы получили в ноябре и еще 100 - в декабре. В отличие от первых контрактов, мы использовали не лизинг, а кредит. Кредитором выступил банк "Северный Морской путь". Производители вагонов - Объединенная вагоностроительная корпорация и Барнаульский вагоностроительный завод.
- Сколько потребностей компании удовлетворяют 800 бункеров?
- В пиковые месяцы нам требуется около 3 тысяч вагонов, в низкий сезон - вдвое меньше. В следующем году мы заказали еще 700 хопперов, их покупку профинансировал Сбербанк. В общей сложности к весне у нас будет 1,5 тыс. вагонов. В низкий сезон мы можем покрыть 100% наших потребностей, в высокий - 50%.
Общий бюджет проекта по созданию собственного парка составляет 5 млрд рублей. Срок окупаемости мы рассчитываем приблизительно, хотим вернуть инвестиции в течение пяти-семи лет.
Наличие собственных вагонов помогает сделать доставку более предсказуемой, снизить риски и увеличить прибыль компании. Если в процессе торговли возникают трудности, мы можем скорректировать планы поставок здесь.
Важно, что теперь я точно знаю, по какой цене буду возить зерно. И даже если на рынке будет нехватка вагонов, у меня не будет проблем.
По аналогичной причине - из-за высокой стоимости фрахта судов - мы решили приобрести собственные лодки для работы на Азове.
- Какова инвестиционная программа для этой цели?
- Мы покупаем суда типа "река-море" дедвейтом 3-5 тыс. тонн для работы на Азове. В текущем году мы планируем приобрести 12-14 судов по цене $5-5,5 млн. Общий бюджет проекта составляет около $50 млн. Собственные средства составляют 30%. Продавца я пока называть не буду.
- Как вы относитесь к идее строительства лодок для собственных нужд?
- В целом, Рифу необходимо 50 собственных судов класса "река-море". К 2020 году у нас должно быть 25 таких судов. Я планирую половину из них купить, а половину построить. Общий бюджет проекта - около $250 млн.
Мы договорились о строительстве с Объединенной судостроительной корпорацией, верфи которой расположены в Центральной России и в Ленинградской области. Также есть потенциальные партнеры по судостроению в Китае, Турции и Румынии.
Мы уже сотрудничаем с USC: подготовили проект, согласовали технические задания. Сейчас мы получаем финансирование. Горизонт принятия решения - первый квартал этого года, после того как банки рассмотрят годовой отчет компании.
Мы обратились практически во все крупные банки и лизинговые компании. Провели переговоры с "Газпром-лизингом", Сбербанком, "Открытием", ВТБ, РСХБ - всем изложили свои планы, предложили модель и ждем. Я предполагаю, что кредиторов будет два - каждый будет финансировать по пять судов. Если мы получим кредит в первом квартале, то во втором начнем строительство. Судно строится полтора года. Новое судно дедвейтом 5 000 тонн стоит около $10-14 млн. Если покупать его за рубежом, то бюджет проекта строительства составляет $120-210 млн.
Первые десять судов, я надеюсь, будут построены в России. Пока мы надеемся, что государство начнет стимулировать такое производство.
- Повлияет ли наличие собственных автомобилей и лодок на маржу компании?
- Да, мы рассчитываем на это. Конкуренция среди зернотрейдеров в России стремительно растет. Все чаще крупные бизнесмены, столкнувшиеся с серьезными проблемами в других отраслях, инвестируют в зернотрейдинг. Это, например, металлурги, независимые производители нефти и газа. Они вкладывают большие деньги в развитие нового для них бизнеса.
"Все чаще владельцы крупных предприятий, столкнувшиеся с проблемами в других отраслях, инвестируют в торговлю зерном".
Те, кто раньше занимался выращиванием, начали экспортировать зерно - как агрохолдинг "Степь", который сейчас строит терминал в Азове. И каждый новый зерновой терминал также обостряет конкуренцию.
Мой прогноз: конкуренция будет расти, а маржа - снижаться, это неизбежно. Мы можем почувствовать серьезные изменения уже в следующем урожайном сезоне, 2019/20.
Те экспортеры, которые имеют собственные логистические мощности: терминалы с выходом к воде, парк вагонов, судов, смогут остаться на рынке, сохранив нормальную маржу прибыли. Ведь благодаря этому на каждом этапе - от закупки товара у производителей до отгрузки конечному покупателю - можно оптимизировать затраты и сохранить или даже увеличить маржу.
- Не культивировать - принципиальная позиция?
- Нет, я просто знаю, как трудно работать с отделом кадров.
- Каковы ваши основные рынки? Каковы ваши перспективы?
- Основными покупателями сегодня являются традиционные покупатели - Турция и Египет.
"Риф", как и другие российские экспортеры зерна, очень заинтересован в том, чтобы начать поставки в Китай, который является рынком с большим потенциалом. Но пока китайцы нас не пускают. И даже попытки российского Минсельхоза договориться, пролоббировать наши интересы, пока не принесли плодов.
Я считаю, что китайская сторона хочет от нас каких-то "бонусов", например, связанных с нефтью или землей. В то же время Китай активно покупает украинское зерно - ячмень и кукурузу - выше рынка.
В целом, азиатские покупатели были очень активны в последние два года, но с начала этого сельскохозяйственного года они стали регулярно предъявлять претензии к качеству российского зерна. Это касается, например, индонезийцев и вьетнамцев. Но я не могу сказать, что это нас задевает. Проблем с перераспределением объемов нет: на качественное зерно всегда есть спрос.
- Каково сегодня соотношение перевозок компании через мелководные и глубоководные порты?
- Соотношение составляет примерно 60/40. В будущем мы планируем изменить его на 50/50.
- Продолжает ли "Риф" работать в порту Туапсе?
- В прошлом сезоне мы хорошо работали в Туапсе, но в этом сезоне мы приостановили сотрудничество. НКХП и Новороссийский зерновой терминал предоставили нам более выгодные условия для перевалки, их политика более гибкая.
В Туапсе есть своя особенность: зерно можно завозить только вагонами, машины туда не ходят. А в пиковое время железная дорога часто объявляет съезд - перестает принимать вагоны, и они простаивают. В таких условиях сложнее выстроить четкую логистическую цепочку и организовать работу так, чтобы судно не ушло на демередж, избежать убытков.
Вообще, сам Туапсинский порт гораздо меньше Новороссийского: он может перевалить около 1,8-2 млн тонн. А НКХП и НГТ - не менее 6 млн тонн. В прошлом году мы перевалили в общей сложности 6,16 млн тонн зерна, из них, как я уже сказал, 40% по большой воде. Около 2/3 отгрузили в Новороссийск и еще 30% - в Туапсе.
- Как повлияло на работу "Рифа" подписание устава в сфере оборота сельхозпродукции, который подразумевает отказ от работы с посредниками?
- Мы наконец-то получили возможность покупать зерно напрямую у крупных сельхозпроизводителей, в том числе у холдингов. До этого такая возможность была практически исключена: 95% закупок приходилось делать через посредников.
- Накануне подписания хартии на II Всероссийском форуме продовольственной безопасности глава компании "Астон" Вадим Викулов сообщил, что невозврат НДС зернотрейдерам достигает 40%. Была ли эта проблема столь же острой в вашей компании? Как изменилась ситуация с возмещением после подписания хартии?
- Мне сложно оценить масштаб проблемы в процентах. Действительно, до подписания устава у Федеральной налоговой службы регулярно возникали вопросы, мы постоянно вели переговоры, нас заставляли предоставлять доказательства того, что все звенья цепочки поставок действовали в рамках закона. Дело регулярно доходило до судов.
Подписание устава, по крайней мере в моей компании, почти полностью решило проблему невозмещаемого НДС. Сейчас Федеральная налоговая служба возмещает около 99%. Работать легче не стало, но теперь все по-другому - гораздо более предсказуемо. В целом произошло "обеление" рынка.
- Что вы можете сказать об очередной попытке организовать зерновую биржу в России?
- Не знаю, я еще не до конца понимаю эту идею. "Агрокомплекс", например, проводит свои тендеры. В них свободно участвуют все, для кого это актуально. Зачем им еще нужна биржа?
Кроме того, возникает вопрос: кто будет нести ответственность, если участники, в частности сельхозпроизводители, поведут себя неподобающим образом, например, не выполнят условия договора? Такие случаи, к сожалению, сегодня не редкость.
- Каковы финансовые результаты РиФ за 2018 год?
- Результаты предварительные. По нашим расчетам, выручка увеличилась в 1,7 раза, до 120 млрд рублей. Причины - рост курсов валют и увеличение объемов отгрузки с 5,7 млн тонн до 7,9 млн тонн, то есть в 1,4 раза. Чистая прибыль также выросла в 1,4 раза, до 1,3 млрд рублей. Росту этого показателя способствовала покупка вагонов.
- Планируется ли проведение IPO?
- Размещение - это способ привлечь деньги, чтобы направить их на развитие, например, инфраструктуры. И это то, к чему мы должны прийти. Мы движемся в этом направлении, но пока не очень осознанно. Компания должна быть большой, очень открытой и абсолютно прозрачной. Слияние РиФ и Промэкспедиции - один из шагов на пути к открытости.
- Помогает ли статус крупнейшего и одного из самых динамичных зернотрейдеров в стране в работе с банками?
- Мы являемся интересным заемщиком для банков. Чаще всего заявки на кредиты под один проект одобряют несколько крупных банков, и мы можем выбирать. Самое благоприятное время для кредитования было в прошлом году, примерно до начала осени, после того как Центральный банк несколько раз снижал ключевую ставку. Сейчас ситуация меняется.
Ставка рефинансирования будет повышаться в течение этого года, это уже ясно.
Соответственно, процентные ставки по кредитам, как в рублях, так и в иностранной валюте, будут расти. Сказать, что нам это очень нравится, я не могу. Но такова реальность.
Наши банки-партнеры принимают решения о предоставлении кредитов Рифу на уровне Москвы. У кредиторов есть примерный шаблон для оценки заемщика. Если компания в него не вписывается, возникают сложности. Мы хотим развиваться очень быстро, и банки, конечно, немного охлаждают наш пыл. Но в целом мы соответствуем основным требованиям, и - что очень важно - у нас всегда есть 25% собственных средств на инвестиционный проект.
Если вы берете кредит для пополнения оборота, все гораздо проще. Они наблюдают за вами некоторое время, получают подтверждение того, какие суммы действительно необходимы для закупок, и выдают средства.
- Вы как-то сказали, что самый страшный заемщик для банка - это тот, у кого есть все нужные документы. "Риф" - это страшно?
- Нет, мы обычные (улыбается). Конечно, мы составляем бизнес-планы и выполняем все требования банков. Но в своей работе мы больше ориентируемся на фактические данные, чем на целевые значения выручки, маржи и других финансовых показателей на год.
"В этом бизнесе, если у вас нет времени сделать что-то сразу же - обработать данные или даже просто ответить на телефонный звонок, вы сразу же терпите неудачу".
"Риф" всегда развивается: мы инвестируем в логистику и автоматизацию процессов, и особенно активно - в анализ деятельности. Причем мы анализируем работу не за год, а ежедневно и даже за каждые 12 часов. Когда ты анализируешь деятельность в таком режиме, ты всегда имеешь оперативную информацию и быстро принимаешь правильные решения. В этом, на мой взгляд, и заключается суть менеджмента. И бухгалтерия не отстает, и многие другие дела "подтягиваются". В этом бизнесе, если ты не успеваешь сделать что-то сразу - обработать данные или даже ответить на телефонный звонок, ты тут же терпишь неудачу.
- Занимаетесь ли вы оперативным управлением?
- Конечно, я нахожусь в контакте с высшим руководством компании, но не занимаюсь текущими вопросами. Основное направление моей работы - инвестиционная программа РиФ.
- Насколько важен для вас GR? Вы, например, пропустили оба Всероссийских форума по продобесию, которые ваши коллеги, напротив, использовали для укрепления связей с представителями государственной власти.
- Мы достаточно активно взаимодействуем, участвуем в бизнес-миссиях, ездим на форумы и выставки. Что касается форумов по продовольственной безопасности, то во время них наша энергия, наверное, была направлена на что-то не менее важное. Например, во время второго форума, в конце апреля 2017 года, шла активная работа по принятию зерновой хартии в Москве, и руководство "Риф" приняло в ней участие.
- Можете ли вы объяснить, почему вы редко появляетесь в медиапространстве?
- Как вам сказать... Наверное, дело в том, что СМИ часто спрашивают о вещах, которые являются коммерческой тайной. Кроме того, чем чаще вы выступаете, тем больше увеличиваете конкуренцию. А она и так с каждым годом становится все жестче.
Торговый Дом "Риф"
Компания была основана в 2010 году в Ростове-на-Дону. Сегодня 98,71% акций принадлежит кипрской Haimako Ltd., еще 1,29% - DMSS GTC Trading из ОАЭ (данные "СПАРК-Интерфакс"). Основной вид деятельности - оптовая торговля зерном, табачным сырьем, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных. Бенефициаром бизнеса является Петр Ходыкин.
По низкой воде "Риф" работает на собственном терминале "Промэкспедиция" в Азове Ростовской области. Летом 2018 года терминал был объединен с ООО "Торговый дом "Риф". Компания также осуществляет отгрузки через глубоководный порт Новороссийска и порт Кавказ; кроме того, до сезона 2018/19 экспортер работал в порту Туапсе.
По итогам сельскохозяйственного сезона 2013/14 годов "Риф" вошел в тройку крупнейших экспортеров зерна в России; с сезона 2014/15 годов компания стабильно возглавляет этот рейтинг (данные аналитиков отраслевого агентства "ПроЗерно"). В сезоне 2017/18 зернотрейдер отгрузил на экспорт 6,16 млн тонн продукции.
По предварительным подсчетам "Риф", выручка компании в 2018 году составила 120 млрд рублей, увеличившись в 1,7 раза к предыдущему году. Чистая прибыль составила 1,3 миллиарда рублей (рост в 1,4 раза). Всего за прошедший календарный год компания поставила на внешние рынки 7,9 млн тонн зерна (+39% год к году) - около 20% от общего объема зерна, экспортированного из России за этот период.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍