Хабаровский край намерен вернуть в оборот около 30 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель к 2030 году
Обновлено 06 апреля 2024 - 7 месяцев назад
До недавнего времени инвесторы из Южной Кореи были очень активны в Приморском крае. Но ситуация стремительно меняется вместе с геополитическим ландшафтом. Как на это смотрят эксперты, куда инвестируют соседи Китая и почему они с большой осторожностью относятся к российскому рынку.
Финансы и политика
За первые восемь месяцев 2022 года китайские инвестиции в Россию составили $450 млн, увеличившись на 150 %. В 2023 году их совокупный объем превысит $50 млрд. Такие данные приводит Минвостокразвития. При этом, как ранее сообщал генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфан, объем китайских инвестиций на Дальнем Востоке превысил $13 млрд, что считается хорошим показателем, но все же, по мнению большинства экспертов, недостаточным в свете глобальных планов российско-китайского сотрудничества.
Ни один из открытых источников не публикует статистику по прямым нефинансовым инвестициям (ПНИ) в Дальневосточный регион, но в масштабах страны это довольно скромная цифра - менее 1 млрд долларов - Китай не входит даже в первую двадцатку стран-партнеров Российской Федерации по объему ПИИ. Даже с учетом инвестиций из Гонконга через оффшорные компании доля китайского капитала не превышает 2,5 % от всех иностранных инвестиций в Россию. Анна Брезицкая, кандидат экономических наук ДВФУ, разделяет эту оценку. Именно ПИИ отражают долгосрочные экономические интересы иностранного инвестора. В отличие от портфельных инвестиций, которые не предназначены для участия в управлении активами, они подразумевают контроль над компанией, когда инвестор заинтересован в том, чтобы привести ее к успеху, и вкладывает деньги в ее развитие.
Финансовые отношения между Китаем и Россией значительно отстают от политических и экономических отношений между двумя странами, заявил в интервью Университету ВШЭ доктор Ван Вэнь, декан Института финансовых исследований Чунъян при Китайском народном университете и вице-президент Школы Шелкового пути при Университете Ренмин.
"Например, объем взаимных инвестиций между двумя странами очень мал. Среднегодовой объем прямых нефинансовых инвестиций Китая в Россию не превышает 1 миллиарда долларов США, что составляет менее 1 процента от общего объема иностранных инвестиций Китая. Прямые инвестиции России в Китай составляют всего лишь более 10 миллионов долларов США, менее 0,1 процента от китайских иностранных инвестиций", - цитирует источник Ван Вэня.
Г-н Вэнь видит корень проблем в том, что "механизм поддержки финансового сотрудничества между Китаем и Россией еще не совершенен, и двум странам не хватает инструментов предотвращения рыночных рисков и достаточных механизмов обмена информацией и надзора".
С этой оценкой согласен Виктор Ларин, профессор, академик РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, профессор Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета.
"Китайский бизнес и хотел бы инвестировать в Дальний Восток, но есть два препятствия: инвестиционный климат и незнание реальной ситуации в России в целом и в Приморье в частности. Пока опасения перевешивают энтузиазм", - комментирует он.
Отсутствие инфраструктуры
На последнем, 9-м заседании Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству было доложено о 65 инвестиционных проектах, включенных в перечень значимых проектов по итогам 8-го заседания Комиссии, 19 введены в эксплуатацию, 30 находятся в стадии реализации.
"Российская сторона уделяет внимание проектам "Строительство Амурского газохимического комплекса", "Поставка ледокольных судов-газовозов в рамках проекта "Арктик СПГ-2", строительство газохимического и газоперерабатывающего заводов в районе Усть-Луги, "Освоение Баимского медно-порфирового месторождения", "Строительство мостового перехода через реку Лена в районе Якутска" и выражает надежду, что российская сторона сможет реализовать проект. Усть-Луга, "Разработка Баимского медно-порфирового месторождения", "Строительство мостового перехода через реку Лена в районе г. Якутска" и выражает надежду, что обе стороны будут укреплять сотрудничество", - следует из протокола заседания комиссии.
Среди значимых проектов - проект освоения Березовского железорудного месторождения и разработка Удоканского месторождения меди в Забайкальском крае, строительство горно-обогатительного комбината на Елегецком месторождении в Республике Тыва и разработка Таежного железорудного месторождения в Республике Саха.
Как отмечает Виктор Ларин, основной приток инвестиций из Китая идет через межправительственные соглашения и связан в первую очередь с сырьевым сектором и строительством новой инфраструктуры, необходимой для обслуживания растущего грузооборота.
"Состояние инфраструктуры, пограничных переходов - серьезное препятствие для китайского бизнеса. Восточные соседи очень заинтересованы в доступе к морю. Для Хэйлунцзяна, Цзилиня и Внутренней Монголии, которые отрезаны от морских путей, это критически важно. Им даже выгодно перевозить товары с севера на юг не по железной дороге, а через наши порты. Но все упирается в транспортные проблемы", - сказал он.
Руководитель Агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков уверен, что инвестиции в транспортную инфраструктуру - одни из самых перспективных для российско-китайского сотрудничества. Они будут развиваться, в том числе, в рамках трансконтинентальной политики Китая и инвестиционной программы "Один пояс и один путь", направленной на развитие транспортного сообщения и ускорение экономической интеграции стран, расположенных вдоль исторического Шелкового пути.
Открытие первого автомобильного моста между Россией и Китаем через реку Амур в июне 2022 года можно считать настоящим прорывом в этом направлении. Проект был реализован в рамках государственно-частного партнерства двух стран - между компанией "Мост", учрежденной правительством Амурской области, и компанией "Хэйлунцзян", учрежденной правительством провинции Хэйлунцзян. По словам представителей Евразийского банка развития, подобные трансграничные партнерства ранее практически не использовались в Евразийском регионе, и успешный опыт позволяет тиражировать его в других проектах. Сегодня речь идет о строительстве автомобильного моста в районе городов Благовещенск и Хэйхэ и трансграничной канатной дороги через реку Амур между этими же городами.
Китай имеет собственные ОЭЗ
"В России реализуются те крупные проекты, для которых есть твердые гарантии со стороны властей, федеральных или местных, плюс доверие к этой власти", - говорит Виктор Ларин.
В качестве характеристики рисков иностранных инвесторов на российском рынке эксперт приводит пример известного долгостроя - Амазарского целлюлозно-бумажного комбината. Громкий российско-китайский проект обсуждался с 2003 года, в 2012 году была открыта линия по переработке 100 тысяч кубометров древесины в год. Долгое время комбинат простаивал, накапливались долги перед сотрудниками. В 2019 году гонконгская компания Kiu Hung International Holdings Limited объявила о выходе из проекта, который должен был создать 3240 рабочих мест, дать мощный толчок развитию транспортной инфраструктуры и приносить в казну региона около 4 миллиардов рублей ежегодно. Инвестор сделал заявление о выходе из проекта на фоне пандемии ограничений и нехватки рабочей силы. Позже власти Забайкальского края заявили о намерении возродить целлюлозно-бумажный комбинат.
И такой пример не единичен. В том числе стоит вспомнить опыт особых экономических зон на Дальнем Востоке, которые с 2009 по 2016 год приносили нулевой эффект и были ликвидированы за неэффективностью.
Однако многие эксперты считают, что сегодня ситуация изменилась, и Дальневосточный федеральный округ получил уникальный шанс, которого не было раньше. Помимо прочего, в регионе удалось создать эффективные преференциальные режимы, такие как ТОРы и свободный порт Владивосток, который теперь включен во внутренние перевозки Китая.
По данным КРДВ на начало 2023 года, только в Приморском крае 38 резидентов ТОРов и СПВ инвестируют в свои проекты с китайскими инвестициями 61 млрд рублей. Объем средств, вложенных в экономику региона, составил 7 млрд рублей, 13 резидентов запустили предприятия в сферах строительства, сельского хозяйства, промышленности, деревообработки, автомобилестроения. Много это или мало? Если вспомнить, что в 2016 году инвестиции в Амазарский ЦБК оценивались в 500 миллионов долларов, то цифра хоть и обнадеживающая, но все же не такая большая.
Очевидно, что в приграничных районах необходим новый улучшенный преференциальный режим, который станет магнитом для китайских инвесторов. В связи с этим у правительства области большие планы по созданию международной территории опережающего развития. По словам Алексея Старичкова, международная ТОР будет создана специально для китайских инвесторов и будет повторять преференции особых экономических зон Китая.
Дело в том, что в Китае существует большое количество преференциальных режимов. Андрей Коваль, коммерческий директор Export Energy, рассказывает о важной составляющей китайского экономического чуда.
"Причина, по которой город Суйфэньхэ совершил такой огромный скачок от маленькой деревушки до процветающего торгового центра, кроется в режиме Ху Мао. Зона Ху Мао выделена для китайских граждан и включает в себя приграничные районы, где они могут импортировать товары с минимальными налоговыми издержками - без уплаты пошлины и НДС", - говорит он.
В Китае существуют бондовые зоны, резиденты которых могут с большой выгодой хранить и обрабатывать товары, а затем продавать их на рынках, уплачивая в три раза меньшую пошлину. Также в КНР существуют особые экономические зоны, которые дают право на льготный режим по всей стране. Это одна из главных причин, почему нужно очень постараться, чтобы китайский инвестор выбрал наиболее благоприятный режим за пределами своей страны, считает Виктор Ларин.
Инвесторы испытывают нехватку рабочей силы
В то же время китайские инвестиции присутствуют практически во всех отраслях Дальнего Востока. Алексей Раченков, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края, говорит, что восточные соседи проявляют большой интерес к агропромышленному комплексу региона. Крупнейшим игроком на этом рынке является резидент ТОР "Михайловский" - агропромышленная группа "Легендагро", принадлежащая китайской корпорации Joyvio Beidahuang Agricultural Holdings (JBA). Холдинг выращивает рис, а также основные экспортные культуры - сою и кукурузу - в Хорольском муниципальном районе Приморья. Земельный банк "Легендагро" составляет более 4 000 гектаров. Группа реализует крупный проект по строительству завода по переработке сои мощностью 240 000 тонн сырья в год и за время своего существования инвестировала в агропромышленный комплекс Приморья около 1 млрд рублей.
В регионе есть и другие китайские инвесторы - например, молочная ферма "Виктория" с китайскими инвестициями в Уссурийске, молочное предприятие "Дракон" и другие.
"На сельскохозяйственном рынке существует большое количество различных ниш, в которых присутствуют китайские инвесторы. При этом основной проблемой является отсутствие достаточного количества трудовых ресурсов. Если раньше такие предприятия были интересны и с точки зрения привлечения иностранной рабочей силы, и это давало очень хороший результат, то сейчас политика регионального правительства направлена на сокращение трудовых мигрантов из-за рубежа", - говорит Алексей Раченков.
Региональное отделение "Опоры России" сообщило, что после начала военной спецоперации нехватка рабочих на некоторых предприятиях достигла 43%. Нехватка рабочих рук - одна из главных причин, которая не позволяет иностранным инвесторам закрепиться на Дальнем Востоке. И в этой связи политика квотирования иностранной рабочей силы в регионе должна быть пересмотрена, считают эксперты.
Кроме того, в лесопромышленном комплексе ощущается нехватка кадров, что также вызывает повышенный интерес со стороны китайских инвесторов. По словам Павла Корчагина, генерального директора Приморской ассоциации лесопромышленников и лесоэкспортеров, восточные соседи заинтересованы в строительстве перерабатывающих мощностей на дальневосточной земле. Один из крупнейших примеров в отрасли - РФП, крупнейший лесопромышленный холдинг на Дальнем Востоке с комбинатами в Амурской области и Хабаровском крае. Предприятие объединяет группу технологически связанных компаний полного цикла: заготовка древесины, переработка и поставка продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ранее Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, учрежден РФПИ и China Investment Corporation) владел 42% уставного капитала холдинга, но в 2021 году контрольным собственником стала японская компания Iida Group, заплатившая около 525 млн долларов за 75% акций.
Китай - не первый
Александр Латкин, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС, руководитель Института высшего профессионального образования ВГУЭС, говорит, что российские ограничения на экспорт круглого леса стимулируют инвесторов вкладывать средства в перерабатывающие предприятия в Приморье. В то же время и Япония, и Китай стараются сохранить свои лесные ресурсы.
Собеседник отмечает, что, вопреки сложившимся стереотипам, Китай не является лидером по объемам инвестиций в Приморский край в частности. Он лишь продвигается к вершине этого рейтинга.
"До принятия масштабных антироссийских санкций и особенно до начала специальной военной операции Китай был далеко не на первом месте по объему инвестиций в Приморье. Хотя разговоров было много, но после подведения итогов следующего года выяснилось, что Южная Корея инвестировала в регион гораздо больше. В то же время китайский капитал и китайские инвестиции - это разные понятия. Когда мы говорим о предприятии Legendagro, мы говорим об инвестициях. Когда мы говорим о большом количестве китайцев с огромными сбережениями на Дальнем Востоке, мы имеем в виду капитал. Только в нашем университете учатся 200 студентов из Китая. У многих китайцев здесь рестораны, кафе и гостиницы", - говорит Александр Латкин.
По его словам, особый интерес к земельному банку проявляют китайские инвесторы. Китайские предприниматели часто выражают желание приобрести десятки тысяч гектаров в любом районе Приморья, желательно ближе к границе. Спросом пользуются Ханкайская низменность, Спасский муниципальный район, Михайловский и Надеждинский районы.
"Многие инвесторы намерены приобрести земельные участки в собственность, но Конституция РФ не дает им такого права. С точки зрения прописных истин, в этой части все хорошо. Существует большое количество нормативных актов, защищающих национальные интересы. Они не позволяют гражданину Китая просто купить земельный участок или любое здание или сооружение, находящееся в государственной собственности", - говорит Александр Латкин.
Однако китайские соседи используют обходные пути, чтобы беспрепятственно заниматься аграрным бизнесом на дальневосточных гектарах. По одной из таких схем крестьянское хозяйство оформляется на российского гражданина, а земля передается ему в долгосрочную аренду, где вскоре развивают свою деятельность китайские предприниматели. Александр Латкин подчеркивает, что это стабильная тенденция. Соответственно, статистика о наличии китайских инвестиций в аграрном секторе уходит в теневую экономику, и назвать точные цифры крайне сложно.
Китай не скупил Дальний Восток
Распространенный стереотип о том, что Китай скупил весь Дальний Восток, не соответствует действительности, подчеркивают эксперты. Напротив, крупнейшие китайские инвестиции сосредоточены за пределами макрорегиона, и даже один из крупнейших инвестиционных проектов в машиностроении реализуется китайским автомобильным концерном Great Wall в Тульской области. А самые крупные проекты с участием китайских инвесторов на российском рынке реализуются в Сибири. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), это "Ямал СПГ" с общим объемом инвестиций около $20 млрд (около 30% контролируют китайская CNPC и Фонд Шелкового пути) и нефтехимическая компания "Сибур", где 20% делят Sinopec и Фонд Шелкового пути.
В то же время уход ряда иностранных инвесторов с российского рынка и жесткая санкционная политика недружественных стран открывают дорогу китайским инвестициям в различные отрасли. Например, после того как 9 августа Япония ввела ограничения на экспорт в Россию гибридных автомобилей и машин с объемом двигателя более 1,9 литра, прогнозируется, что китайский автопром укрепит свои позиции в Дальневосточном федеральном округе. По мнению экспертов, задача региональных властей - создать условия для притока инвестиций. Это и строительство новой инфраструктуры, и снижение бюрократических барьеров для инвесторов, и помощь в привлечении рабочей силы, и создание новых инструментов для предотвращения рыночных рисков, обмена информацией и надзора.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍