К 2022 году объем перевалки зерна в российских портах может вырасти до 80,5 млн тонн

Обновлено 10 июля 2019 - 5 лет назад

По прогнозу аналитического центра "Русагротранс", объем перевалки зерна во всех российских портах к 2022 году может увеличиться с 49,8 млн тонн до не менее 80,5 млн тонн или в 1,6 раза. В частности, терминальные мощности Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) в ближайшие пять лет увеличатся до 73 млн тонн в год. В настоящее время она оценивается в 45 млн тонн/год. Этому будет способствовать расширение мощностей ОТЭКО (Тамань), всех терминалов Новороссийска, а также малых портов Азовского моря (ТД РИФ). Российские балтийские порты могут утроить свои перевалочные мощности до 9 млн тонн за счет строительства порта в Усть-Луге (Ленинградская область). Проекты по строительству новых и расширению существующих терминалов в портах Каспийского моря (Махачкала, Оля, Стрелецкое), в свою очередь, позволят увеличить мощности с 2 млн тонн до 4 млн тонн.

В этом сезоне, несмотря на сокращение экспорта зерна, ряд экспортных направлений остался в минусе, говорит Игорь Павенский, руководитель аналитического центра компании "Русагротранс". Например, объем перевалки остался на прежнем уровне в порту Кавказ (10,5 млн тонн) и портах Каспийского моря (2,1 млн тонн), а балтийский экспорт вырос с 2,4 до 2,9 млн тонн.

Что касается отгрузок зерна на экспорт по железной дороге, то в июле-октябре 2018 года они шли рекордными темпами и опережали аналогичные показатели предыдущего сельскохозяйственного года благодаря высокому мировому спросу и хорошей конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке. По предварительной оценке аналитического центра "Русагротранса", за весь сезон по железной дороге будет экспортировано почти 13,6 млн тонн зерна, что на 30% ниже прошлогоднего уровня (в 2017/18 году - 19,2 млн тонн) и связано с сокращением экспортного потенциала России. Тем не менее, этот показатель на четверть выше, чем в предыдущие годы. Например, в 2015/16 году по железной дороге было отгружено всего 10,7 млн тонн, в 2016/17 - 10,8 млн тонн. Причина - общий рост отгрузок по железной дороге в направлении глубоководных и малых портов Азово-Черноморского бассейна, а также портов Балтики.

"Примечательно, что два зернопроизводящих макрорегиона страны не только увеличили отгрузки зерна на экспорт по железной дороге, но и осуществляли их рекордными темпами", - указывает Павенский. Сибирь, в частности, за 11 месяцев сезона увеличила поставки в 1,8 раза до 2,06 млн тонн, а Урал - на 27% до 912 тыс. тонн. Остальные регионы сократили поставки: Центрально-Черноземный регион - до 5,5 млн тонн против 6,3 млн тонн годом ранее, Юг - до 4,07 млн тонн против 4,9 млн тонн, Поволжье - до 4 млн тонн против 4,67 млн тонн. В результате доля поставок из Сибири увеличилась с 6% до 12%, а с Урала - с 4% до 6%, в то время как доля других регионов в экспорте снизилась. Это стало результатом того, что спрос на экспортные поставки из пострадавшего от засухи Приволжского федерального округа резко снизился по сравнению с предыдущим сезоном, когда там был собран рекордный урожай, поясняет эксперт. Сокращение экспортного потенциала произошло и в центральном регионе. Поэтому уже в октябре 2018 года экспортеры начали активно закупать и экспортировать зерно в Сибирском и Уральском федеральных округах.

Согласно прогнозу аналитического центра "Русагротранс", в 2018/19 сельскохозяйственном году Россия поставит за рубеж около 41,7 млн тонн зерна, не считая экспорта в страны ЕАЭС и зернобобовых культур с мукой (в 2017/18 году - 52,7 млн тонн).

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍