Экспортный потенциал реализован на 70%. В первой половине сезона 2018/19 Россия поставила за рубеж 28 млн тонн зерна

Обновлено 10 января 2019 - 5 лет назад

Хотя урожай зерновых в 2018 году сократился почти на 25 миллионов тонн, экспорт в первой половине сезона шел рекордными темпами. Ежемесячно отправляя за рубеж около 5 млн тонн, Россия за первые пять месяцев вывезла большую часть своего экспортного потенциала. С начала 2019 года поставки резко сократятся, прогнозируют эксперты. Некоторые экспортеры даже опасаются прекращения экспорта к весне.

Валовой сбор зерна в России в 2018 году составил 110 млн тонн в чистом весе, из которых 70 млн тонн пришлось на пшеницу, сообщило Министерство сельского хозяйства в конце декабря. Было собрано более 19 млн тонн ячменя и более 10 млн тонн кукурузы, сообщает министерство. Несмотря на снижение урожая почти на 18% по сравнению с результатом, полученным в 2017 году, экспорт зерна в первые месяцы сезона-2018/19 шел рекордными темпами: с июля по октябрь включительно ежемесячный экспорт составлял около или более 5 млн тонн. "На протяжении июля и октября отгрузки превышали прошлогодние объемы, - констатирует Игорь Павенский, руководитель аналитического центра "Русагротранса". - Основными стимулирующими факторами стали наличие значительных запасов в удаленных от портов регионах (Центр, Поволжье, Сибирь), а также рост экспортных цен и ослабление рубля".

Ежемесячные записи

В последний месяц осени темпы поставок зерна за рубеж начали постепенно замедляться. В ноябре поставки снизились до 4,4 млн. тонн. В декабре экспорт оценивался уже в 4,2 млн тонн. По данным ФТС, с начала сезона по 13 декабря страна экспортировала 25,4 млн тонн зерна, что всего на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, поставки пшеницы составили 21,8 млн тонн (плюс 13% к объему, экспортированному на аналогичную дату прошлого года), ячменя - 2,8 млн тонн (минус 13,5%), кукурузы - 1 млн тонн (в два раза меньше). Так, по расчетам аналитического центра "СовЭкон", в последние недели сезона экспорт пшеницы снизился до 0,5-0,7 млн тонн в неделю против 1 млн тонн в октябре и начале ноября.

"По нашим оценкам, в июле - декабре 2018 года за рубеж будет отправлено около 28 млн тонн зерна, что несколько выше показателя за аналогичный период 2017 года (27,76 млн тонн)", - прогнозировал Павенский в середине декабря. - Основной прирост произойдет по пшенице - 23,75 млн тонн против 21,83 млн тонн. Экспорт ячменя и кукурузы из-за снижения их урожайности сократится до 2,47 млн тонн против 2,9 млн тонн в 2017 году и до 1,2 млн тонн против 2,28 млн тонн соответственно". Олег Суханов, руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), согласен с оценкой общего объема экспорта, однако, по его мнению, структура поставок несколько иная. Так, может быть экспортировано 23,5-24 млн тонн пшеницы, 3 млн тонн ячменя и около 0,8 млн тонн кукурузы. "За первое полугодие Россия вывезет около 70% от общего экспортного потенциала, в другие годы экспорт в этот период составлял в среднем 45-50% от прогнозируемой отгрузки", - говорит эксперт. Некоторую поддержку экспорту в первом полугодии оказал курс рубля, а также активные фермерские сейлинги (продажа зерна производителями) на юге в первые месяцы сезона, добавляет он. Негативное влияние на экспорт оказали погодные условия, усложнение процедуры сертификации и дополнительные проверки на терминалах, изменение требований к карантинным сертификатам при перевозке зерна автотранспортом в ЮФО, а также резкое сокращение запасов зерна на юге с ноября.

В начале сезона зерновой рынок опасался введения ограничений на экспорт в связи с сокращением урожая. На встрече экспортеров с представителями Министерства сельского хозяйства в декабре этот вопрос не обсуждался. Более того, обсуждалось, что прогноз отгрузок зерна за рубеж в текущем сельхозгоду может быть повышен до 42 млн тонн. "Наша оценка экспорта - 43,2 млн тонн, в том числе 34 млн тонн пшеницы, - говорит директор компании "СовЭкон" Андрей Сизов. - Если этот прогноз верен, то в оставшиеся шесть месяцев сезона экспорт не должен превышать 2 млн тонн в месяц. С января следует ожидать резкого замедления отгрузок".

В сезоне 2018/19 экспорт зерна составит около 41 млн тонн по сравнению с 52,71 млн тонн в 2017/18 году, считает Павенский. С учетом поставок в страны ЕАЭС экспорт зерна, бобовых и муки составит около 43,4 млн тонн (55,5 млн тонн). В том числе пшеницы может быть отгружено 34,55 млн тонн (40,81 млн тонн в 2017/18 году), ячменя - 3,9 млн тонн (5,87 млн тонн), кукурузы - 1,9 млн тонн (5,65 млн тонн). Декабрьский прогноз ИКАР составляет 40 млн тонн зерна на конец сельскохозяйственного года.

Ценовой дисбаланс

На фоне снижения урожая и некоторых проблем с качеством зерна в ряде регионов в начале уборки внутренние цены росли активнее, чем экспортные. По мнению Павенского, это существенно снизило рентабельность экспортных операций в первые месяцы урожайного года, когда за рубеж уходила пшеница, проданная по относительно низким ценам. "Рентабельность экспорта - вопрос очень индивидуальный, - говорит Суханов. - Многое зависит от того, есть ли у компаний собственные логистические активы, от регионов присутствия того или иного экспортера, от географии операций и т.д.". Он считает, что средняя рентабельность осталась на уровне предыдущего сезона, хотя у некоторых компаний рентабельность снизилась.

В первой половине урожайного года экспортные цены были нестабильны. Так, цена на пшеницу с протеином 12,5% в августе составила $234/т, по сравнению с $195/т в начале сезона. Затем в сентябре произошел откат до $220/т, но к середине октября цены восстановились до $228/т. После этого вновь произошло снижение до $220/т и возвращение к уровню $227/т в начале декабря. Стоимость пшеницы с поставкой в январе - феврале 2019 года достигает $231-234/т (все цены - FOB, Черное море), знает Павенский. При этом цены CPT (глубоководные порты), а также внутренние цены в регионах Юга и Центра в рублевом выражении без НДС значительно выросли и достигли рекордных уровней, указывает эксперт. Так, к началу сезона пшеница с протеином 12,5% стоила до 13,7 тыс. рублей за тонну, или на 28% больше, чем годом ранее. На юге цены выросли на 35% до 12,15 тыс. руб/т, в центре - на 25% до 11,2 тыс. руб/т (все цены указаны EXW). На фуражную пшеницу и ячмень рост был еще более значительным, добавляет эксперт.

"В первые месяцы сезона цены на зерно в основном росли, причем довольно ощутимыми темпами, достигнув максимальных значений в сентябре, - отмечает Суханов. - Однако мировое предложение и спрос на все зерновые были достаточно сбалансированы, и даже наблюдался определенный мировой профицит из-за доминирования причерноморской пшеницы. Затем поставки европейского и американского зерна на экспорт резко сократились, что привело к увеличению запасов и вызвало падение цен". В результате во второй половине октября и ноябре на экспортном рынке произошло "охлаждение цен", подтвердил слова Павенского эксперт.

В ближайшие месяцы, по мере сокращения запасов российского зерна и снижения темпов экспорта, мировые цены, вероятно, возобновят рост, но вряд ли это будет резкий и значительный рост, считает Суханов. "Скорее всего, рост цен будет подразумевать затраты на хранение и финансирование в соответствующие месяцы, о чем свидетельствуют форвардные контракты на февраль-март, - говорит он. - Конечно, многое будет зависеть от условий зимовки пшеницы в основных регионах производства, а также от геополитической ситуации в мире и курсов валют".

Из-за ожиданий, что Россия ограничит экспорт, мировой рынок "расслабился", и в декабре цены на поставки зерна за рубеж в первые месяцы второй половины сезона оставались низкими, считает Сизов. Эксперт прогнозирует их рост в будущем. "Скорее всего, к концу сезона мы увидим уровни $240-250/т, а может быть, и больше", - не исключает он.

Потенциал системной конкурентоспособности исчерпан

Илья Строкин, директор Центра компетенции КПМГ по агробизнесу в России и СНГ

Предыдущие сезоны стабильно показывали рост экспорта зерна, связанный в первую очередь с изменением курсовой разницы. Фактически, после того как рубль был девальвирован по ряду экономических и политических причин, мы увидели определенный запас прочности, связанный с поставками на внешние рынки, что позволило нам также увеличить производство. Девальвация национальной валюты сделала Россию экспортером пшеницы номер один.

Что мы видим сейчас? После второй волны девальвации, когда рубль упал с 58-59 рублей за доллар до 67 рублей, мы не замечаем сокращения импорта и значительного увеличения экспорта. И это серьезная системная проблема. Получается, что механизм не работает? Почему рубль ослаб, а экспорт не растет такими же темпами, как раньше? Этот факт является определенным индикатором того, что потенциал конкурентоспособности системы, который реализовывался за счет валюты, исчерпан, и нужно думать о более глубоких возможностях роста конкурентоспособности. Например, выходить на серьезные инициативы, связанные с модернизацией растениеводства.

Кто продает

Сложности с ценообразованием были, пожалуй, одной из главных проблем первой половины сезона 2018/19, считает Александр Григорьянц, коммерческий директор компании "Глобэкс Зерно" (один из 30 крупнейших экспортеров зерна). "Внутренний рынок показал цены несколько выше, чем они должны быть, учитывая растущие тарифы на перевозку зерна, поэтому маржа была крайне низкой", - делится он. - "Большинство регионов вообще не "досчитываются" до портов из-за высокой стоимости доставки, рынок закупок очень узкий". В то же время предложение зерна в стране по-прежнему достаточное, и "мы не чувствуем, что его меньше, чем в прошлом году", - говорит он. Однако 95% предложений не принимаются из-за экспортных цен. Поэтому Григорянц назвал сезон таким же сложным, как и предыдущий, с той лишь разницей, что 2017/18 был сложным с точки зрения организации логистики, а в этом году - из-за более плохой ситуации с ценами и маржой.

Для SINCO Trade (входит в самарскую группу SINCO), напротив, сезон "очень успешный", - говорит Вартан Мнацаканян, директор компании. "С июля по ноябрь мы отгрузили более 34 тысяч тонн пшеницы, ячменя и нута. - По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем экспортных поставок вырос на 12%". Еще одной особенностью урожая этого года для "СИНКО Трейд" стали собственные прямые продажи за рубеж. Ранее компания работала в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспортерами. "Мы также открыли для себя новые рынки: впервые мы отправили нут в Турцию и Египет. Продолжили работать с Индонезией, Иорданией, Бангладеш", - делится Мнацаканян. Однако он подтверждает, что с декабря темпы отгрузок значительно снизились, что связано не только с уменьшением количества предложений на рынке, но и с ростом цен - они слишком высоки, объясняет он.

"Другой" сезон для "Краснодарзернопродукт-Экспо" (входит в десятку крупнейших экспортеров), по словам Евгения Сидюкова, генерального директора компании. "Мы работаем в рамках бюджета и сейчас сокращаем его", - сказал он в начале декабря. - Темпы поставок снижаются. В феврале экспорт может быть отменен, не исключил топ-менеджер. По итогам сельскохозяйственного года объем экспорта компании будет ниже, чем в 2017/18 году. Тогда "КЗП-Экспо" работала до июня включительно.

Среди компаний, значительно увеличивших экспорт в первой половине сезона, были лидеры этого рынка, отмечает Павенский: ТД Риф (плюс 1,5 млн т до 4,8 млн т в январе-ноябре), Астон (плюс 640 тыс. т до 2 млн т), Glencore (плюс 400 тыс. т до 2,5 млн т), Glencore (плюс 400 тыс. т до 2,5 млн т), ОЗК (более чем в два раза до 703 тыс. т) и другие, а также агрохолдинг Степь (в 2,6 раза до 719 тыс. т), концерн "Покровский" (209 тыс. т) и другие.

Тенденция первых шести месяцев урожайного года такова, что многие транснациональные компании (за исключением Glencore и Cargill) сократили объемы экспорта по сравнению с прошлым годом, добавляет Суханов. Причин тому несколько. Среди основных эксперт выделяет сложности с получением квот на отгрузку в Новороссийске, где в этом сезоне преимущество было отдано российским компаниям. Кроме того, головные офисы транснациональных корпораций, обычно ответственные за принятие окончательного решения об операционной стратегии, выразили серьезную озабоченность ограничениями на экспорт зерна из России. "Количество длинных контрактов сократилось, большинство игроков предпочитали работать на месте", - знает Суханов. - В то же время местные компании, которые традиционно работают на более коротком плече, получили некоторое преимущество, что позволило им увеличить объемы экспорта.

Кто покупает

Что касается географии продаж российского зерна, то в традиционных странах-лидерах наблюдается разнонаправленная динамика, говорит Павенский. Так, Египет значительно увеличил импорт пшеницы (на 1,2 млн тонн до 4,4 млн тонн) из-за ее высокой ценовой и качественной конкурентоспособности (до недавнего времени) по сравнению с пшеницей из Восточной Европы, ЕС и США. Из-за снижения спроса со стороны Турции на фоне финансово-экономических трудностей экспорт в эту страну, занимающую второе место в рейтинге крупнейших покупателей российского зерна, в июле-ноябре начал снижаться, хотя ранее он превышал прошлогодний показатель. По данным аналитического центра "Русагротранса", за пять месяцев Турция купила 2,7 млн тонн против 2,8 млн тонн годом ранее.

Значительно увеличились поставки во Вьетнам и Нигерию, которые резко поднялись в рейтинге к прошлому году, заняв третье и четвертое места по объемам поставок. Первый увеличил закупки более чем в два раза до 1,2 млн тонн, второй - в 1,7 раза до 1,27 млн тонн. Саудовская Аравия и Иран импортировали меньше ячменя из-за снижения производства и предложения. Бангладеш и Индонезия сократили импорт пшеницы.

Значительно увеличились поставки в Кению (до 653 тыс. тонн), а также в порты стран Балтии (Латвия), откуда экспорт идет в страны ЕС, Восточной и Южной Африки, Северной Америки. Также значительно увеличился экспорт в Мексику из Калининграда, а также поставки ячменя в Иорданию, отмечает Павенский.

Одним из лидеров по расширению закупок российского зерна в сезоне 2018/19 являются Филиппины, добавил Сизов. Страна увеличила импорт более чем в 10 раз и поднялась с 49-го на 12-е место с объемом более 610 тыс. тонн в июле-ноябре. Это перспективное и интересное направление, - комментирует эксперт. - Начиная со следующего сельскохозяйственного года, у российской пшеницы могут появиться еще два новых покупателя - Саудовская Аравия и Алжир.

Пробная партия пшеницы весом 40 тонн была отправлена в контейнерах в Саудовскую Аравию в декабре. После прибытия в страну назначения зерно будет храниться в течение трех месяцев в складских помещениях государственного Агентства по закупкам продовольствия Саудовской Аравии (SAGO), а затем будет обработано в соответствии со стандартными процедурами SAGO. Саудовская сторона проведет лабораторные исследования зерна с участием российских представителей. Одной из основных причин, препятствующих поставкам пшеницы в Саудовскую Аравию, является требование страны о полном отсутствии зерна, поврежденного клопами. В первом квартале 2019 года Россия также отправит пробную партию пшеницы в Алжир. В этой стране также действуют ограничения на зерно, поврежденное клопом-черепашкой.

Логистические проблемы остаются

В прошлом году проблема с логистикой зерна обострилась из-за рекордного урожая. В 2018/19 году трудностей меньше не стало, и, по большому счету, они те же, что и в прошлом сезоне, отмечает Олег Суханов. "Многие участники рынка говорят о проблемах с подачей вагонов, что, на наш взгляд, не связано с физическим дефицитом подвижного состава, - указывает эксперт. - Как правило, для дальних перевозок используется больше вагонов, что увеличивает время оборота и вызывает ощущение нехватки подвижного состава в регионах, расположенных ближе к портам. В то же время в ноябре наблюдалось снижение стоимости перевозок автомобильным транспортом в южных направлениях на фоне снижения активности экспортеров.

Тарифы на железнодорожные перевозки растут, говорит Григорянц. "Научившись на опыте прошлого сезона, мы теперь планируем отгрузки за полтора месяца", - делится он. - В то же время стоимость логистики с лета растет каждый месяц. В январе тарифы должны вырасти еще на 3,5-5% по сравнению с ценами на начало декабря, говорит топ-менеджер. Если раньше "Глобэкс Грине" перевозил пшеницу из Самарской области в Балтийский порт за 3,2 тысячи рублей за тонну, то теперь цена выросла до 3,4 тысячи рублей за тонну. По мнению Григорьянца, высокий спрос на вагоны, а значит и высокие тарифы, продлится до февраля. И только в марте, когда поставки начнут заметно сворачиваться, стоимость перевозок может снизиться.

В Самарской области в текущем сельскохозяйственном году возникают особые сложности с фрахтованием судов для экспортных поставок: рост цен на фрахт убивает почти всю прибыль, недоволен Мнацаканян. "Дело в том, что у нас только один водный путь - Волга, по которому можно ходить либо на Каспий, либо на Азовское и Черное моря, - объясняет он. - Понятно, что судовладельцы предпочитают совершить несколько коротких рейсов в южные регионы, чем один длинный рейс от нас".

Топ-менеджер также говорит о росте цен. Сейчас это основная проблема, которую должно решать государство, считает он. В частности, необходимо привлечь ФАС, скорректировать тарифы и налоги для судовладельцев в зависимости от региона, как были скорректированы тарифы РЖД для отдаленных регионов, предлагает Мнацаканян. "В прошлом сезоне мы смогли преодолеть подобные логистические трудности благодаря низким ценам на сырье и большому количеству предложений на рынке, - говорит он. - В этом году мы получаем "красный свет" за дорогой товар и высокую логистику, которая, кстати, составляет 30% от конечной стоимости продукта (и еще 20% добавляются за счет перевалки на элеваторах)". Например, в декабре один из клиентов "CINCO Trade" заказал 3 тыс. тонн пшеницы, но не смог ее вывезти из-за запредельных цен, навязанных транспортными компаниями. В этом сезоне, несмотря на увеличение объемов экспортных операций, их рентабельность будет в полтора раза ниже, чем в прошлом году, считает топ-менеджер. И вышеупомянутые логистические проблемы сыграют в этом не последнюю роль.

Андрей Сизов подтверждает, что принципиальных изменений в логистике нет. Участники рынка традиционно жалуются на длительные сроки получения автомобилей. Но в целом ситуация выглядит спокойнее, отмечает он. Эксперты считают важным, что в этом сезоне появляется все больше новых проектов как по расширению существующих зерновых терминалов, так и по строительству новых. Например, в порту Советская Гавань в Хабаровском крае к 2024 году планируется построить терминал по перевалке зерна мощностью 5 млн тонн в год. Инвестор готов вложить в проект 1,9 млрд руб. Стивидорная компания "ДелоПортс" (входит в группу "Дело" Сергея Шишкарева) намерена увеличить на треть (до 6,5 млн тонн) мощности зернового терминала КСК, расположенного в Новороссийске. Инвестиции оцениваются в 3,7 млрд рублей. Ожидается реализация проекта "ОТЭКО" в порту Тамань с мощностью перевалки 12,5 млн тонн зерна и 2 млн тонн других сельскохозяйственных грузов. НКХП продолжит модернизацию своих перевалочных мощностей, увеличив их с 7 млн тонн до 10 млн тонн. Объявлен к реализации проект Азовского терминала (ТД Риф) в Азове. Его планируется построить в период с 2020 по 2022 год. "Новотранс Актив" (входит в группу "Новотранс") также рассчитывает до конца 2020 года запустить терминал по перевалке зерна, угля и руды в порту Усть-Луга Ленинградской области.

Экспорт по железной дороге

В сезоне 2017/18 экспортные отгрузки зерна по железной дороге росли каждый месяц, среднемесячный объем составил около 1,4 млн тонн зерна (ранее 0,9 млн тонн), сообщил Игорь Павенский из аналитического центра "Русагротранса". В июле-ноябре 2018/19 года экспорт по железной дороге снова шел рекордными темпами, на 5,6% превысив аналогичный показатель 2017/18 года и достигнув 7,48 млн тонн.

Что касается направлений отгрузки, то рекорды были зафиксированы везде, кроме Юга. Экспорт по железной дороге снизился на 24% до 2,34 млн тонн. При этом регионы Черноземья за пять месяцев текущего сезона отправили за рубеж 2,46 млн тонн зерна (плюс 21% к прошлому году), Поволжье - 1,66 млн тонн (плюс 10%), Урал - 441 тыс. тонн (почти двукратный рост), а Сибирь - 535 тыс. тонн (в 2,5 раза больше), знает эксперт.

Рост экспортных отгрузок зерна из отдаленных регионов Сибири, Урала и Поволжья продолжается, несмотря на отсутствие субсидий на дальние перевозки, добавляет Олег Суханов из ИКАР. При этом общее "плечо" экспортных перевозок по железной дороге увеличилось.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍