Экспорт зерна приблизился к рекорду. Экспортный потенциал сезона 2020-21

Обновлено 10 июля 2021 - 2 года назад

Инфраструктурные рекорды, которыми ознаменовалось завершение сельскохозяйственного года, обеспечили России самые высокие в истории внешней торговли темпы экспорта зерна, позволили возобновить поставки в страны, поставки в которые были прекращены в последние годы, и способствовали открытию ряда новых направлений. Позиции российских экспортеров на мировом рынке укрепились по всем трем основным видам зерна. Свой вклад внесла и пандемия коронавируса: она имела больше положительных, чем отрицательных последствий для сельскохозяйственного сектора

С начала сезона 2020/21 российские экспортеры ежемесячно отправляют за рубеж рекордные или почти рекордные объемы зерна до февраля 2021 года. В большинстве месяцев отгрузки даже превышали экспорт 2017/18 года, когда в России был собран самый высокий урожай зерна, а экспорт достиг исторического максимума в 56 млн тонн. Осенью 2020 года из нашей страны на внешние рынки экспортировалось более 5 млн тонн в месяц, а в сентябре объем отгрузок достиг 5,84 млн тонн (ранее самый значительный объем был зафиксирован в ноябре 2017 года - 5,22 млн тонн). В отличие от сезона 2017/18, основной составляющей этого экспорта стали только две культуры: пшеница и ячмень (98% от общего объема), тогда как ранее в это число входила кукуруза.

Экспорт рос вопреки всему

Квотирование и лицензирование экспорта зерна, администрирование пошлин на поставки не помешали России в завершившемся сезоне практически полностью реализовать свой экспортный потенциал. По предварительной оценке аналитического центра "Русагротранс", с учетом отгрузок в страны ЕАЭС, за 12 месяцев сельскохозяйственного года экспорт зерновых и зернобобовых достиг 50,6 млн тонн, что значительно превышает показатели двух предыдущих сезонов и является вторым результатом после рекордного 2017/18 года. То же самое касается и поставок пшеницы: около 38,8 млн тонн в сезоне 2020/21 (42 млн тонн в 2017/18). Таким образом, Россия вновь стала мировым лидером по экспорту пшеницы после того, как ЕС все-таки опередил нашу страну в 2019/20 сельскохозяйственном году, поставив на внешние рынки более 37 млн тонн (Россия - 35,3 млн тонн). Доля российского экспорта в общем объеме мировой торговли основной зерновой культурой составит 20%.

С 1 марта 2021 года экспортная пошлина на пшеницу была увеличена с €25 до €50/т, а с 15 числа того же месяца были введены пошлины на ячмень (€10/т) и кукурузу (€25/т). В результате поставки в оставшуюся часть сезона значительно снизились, до 1,5-2,6 млн т в месяц, за исключением июня. Традиционно экспорт зерна в первый месяц лета является самым низким, но в этот раз введение плавающей пошлины, которая снизилась более чем вдвое для пшеницы на фоне роста цен, привело к экспорту более 2 млн т, причем 95% этого объема, по предварительным оценкам, пришлось на пшеницу. С ячменем и кукурузой произошло обратное: экспортные пошлины на эти культуры значительно выросли - в три раза для ячменя и в 1,6 раза для кукурузы.

Экспорт ячменя, с учетом ЕАЭС, по итогам сезона оценивался более чем в 6,4 млн тонн. Это исторический рекорд, и с таким объемом Россия станет вторым по величине поставщиком этой культуры на мировой рынок после ЕС (год назад наша страна была на третьем месте после ЕС и Украины). Достижению этого показателя способствовал высокий валовой сбор ячменя на фоне резко растущих цен на мировом рынке и переключение экспортеров на поставки этой культуры в период резкого повышения пошлины на пшеницу.

По кукурузе результаты гораздо скромнее - около 3,8 млн т (что даже ниже, чем в прошлом сезоне, когда за рубеж было отправлено 4,06 млн т) - на фоне снижения урожая в южных регионах и в целом, а также низких темпов экспорта в первой половине урожайного года. Только в период весеннего спада отгрузок пшеницы и на фоне чрезвычайно высоких цен на мировом рынке месячный экспорт кукурузы вырос до 0,9 млн т в марте (почти четверть всего экспорта за сезон) против 0,1-0,3 млн т в предыдущие месяцы. Увеличение темпов поставок произошло до введения пошлины на экспорт этой культуры 15 марта. Сразу после этой даты темпы снизились до прежнего уровня. Однако новый виток цен на мировом рынке на фоне хорошего спроса со стороны Китая и ухудшения перспектив урожая в Бразилии привел к тому, что в мае экспорт кукурузы из России вновь вырос до 0,6 млн т.

Экспорт зерна в страны ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан) снизился на 0,5 млн тонн до 2,1 млн тонн в основном из-за снижения импортного спроса со стороны Казахстана после рекордного импорта из России в прошлом сезоне. В 2019 году валовой сбор пшеницы в этой республике упал до трехлетнего минимума, составив, по оценкам экспертов, около 11,5 млн тонн.

Новый сезон будет очень конкурентным

Эдуард Зернин, председатель Союза экспортеров зерна

Конец урожайного года был очень динамичным. Пандемия коронавируса и чрезвычайные меры некоторых правительств по созданию избыточных запасов привели к росту мирового спроса на пшеницу и другие культуры. В то же время неблагоприятные погодные условия значительно сократили производство и мировые поставки зерна нашими конкурентами. Неурожаи также привели к тому, что некоторые до сих пор самодостаточные страны, такие как Пакистан, вышли на рынок закупок. Таким образом, увеличение спроса при сокращении предложения привело к ажиотажу и росту мировых цен. В этот момент Россия была, пожалуй, единственным крупным экспортером зерна, который продолжал поставлять его на внешние рынки. Фактически, только Австралия и Россия не говорили о падении урожая пшеницы в наших основных направлениях сбыта. Но поскольку австралийское зерно поступало на рынок только зимой, с июля по декабрь Россия была единственной страной, готовой покрыть мировой дефицит. Дополнительным фактором во второй половине сезона стала массированная закупка фуражных культур Китаем на фоне восстановления поголовья свиней после АЧС, что поддержало текущий высокий уровень мировых цен на все культуры. В этой ситуации экспорт зерна российского происхождения был особенно активен в прошедшем сезоне, несмотря на высокие цены и ограничения на вывоз. Так, к концу мая 2021 года темпы отгрузки превысили прошлогодние показатели на 10% в целом и на 7% по пшенице.Главной историей сезона, безусловно, являются беспрецедентные ограничения на зарубежные поставки зерна. Однако экспортеры заранее знали о введении квоты, поэтому рынок практически не отреагировал на соответствующее официальное объявление. Ее размер позволил удовлетворить внутренний спрос и сохранить экспорт в хороших объемах. Однако мукомолы и животноводы забили тревогу, поскольку откровенно проспали рост цен на зерно и не сформировали запасы сырья на должном уровне. Возможно, они были убаюканы прогнозами некоторых аналитиков о высоком урожае и, забыв о хорошем мировом спросе, стали ждать более благоприятной ценовой конъюнктуры в конце 2020 года. Что я могу сказать точно, так это то, что их попытка перенести свои ошибки на весь зерновой рынок сработала, и мы получили известный результат в виде экспортных пошлин в дополнение к уже объявленной квоте.Вторая половина сезона стала серьезной проверкой на прочность для экспортеров. Большинство из них заключают форвардные контракты с отгрузкой через два-три месяца. Если бы пошлины вступили в силу в начале 2021 года, это могло бы закончиться крахом для многих из них. Для нас было критически важно перенести сроки введения пошлин, чтобы выполнить старые контракты. Правительство нас услышало, и мы благодарны ему за это. В текущем сезоне были введены ограничительные меры по перегрузке грузовиков, доставляющих зерно в порты отгрузки, что не могло не увеличить стоимость логистики. Однако это произошло в период роста экспортных цен, поэтому рынок без проблем воспринял эту новость. Гораздо серьезнее выглядит проблема роста цен на минеральные удобрения и их дефицита в некоторых регионах. Это произошло после введения экспортных ограничений, поэтому реакция зернового рынка была более острой. Стратегически, при наличии такого эффективного барьера для роста внутренних цен на зерно, каким является плавающая пошлина, рост стоимости такого важного компонента зернового производства, как минеральные удобрения, заставит сельхозпроизводителей экономить на их закупке. Это, в свою очередь, приведет к снижению производительности труда в сельском хозяйстве и падению урожайности. Одним махом мы попадаем в замкнутый круг, негативные последствия которого будем ощущать еще долгие годы, если государство встанет на сторону производителей удобрений, которые, по сути, эксплуатируют отечественные недра.Предстоящий сезон будет очень конкурентным: Австралия ожидает второй по величине урожай, а во всех странах, активно экспортирующих зерно, урожай ожидается выше, чем в прошлом году. Темпы поставок из России будут зависеть от того, насколько быстро участники рынка адаптируются к практике плавающей пошлины.

Структура отгрузки

Как следует из данных за 11 месяцев сезона 2020/21, Египет вновь занял первое место в рейтинге крупнейших стран-импортеров отечественной пшеницы с 8,06 млн тонн (рост в 1,3 раза к объему за аналогичный период годом ранее). Россия заняла 63% египетского рынка после крайне низкой доли в 50% в 2019/20 году. Российские экспортеры успешно конкурировали с поставщиками из Франции, Украины и Румынии на тендерах GASC из-за снижения валового сбора в этих странах и менее конкурентоспособных цен, чем в прошлом сезоне.

На второе место переместилась Турция (6,3 млн тонн), сократив объем закупок на 12,5%. Факторами сокращения импорта в этой стране стали рост собственного урожая, а также значительная девальвация и нестабильный курс турецкой лиры, что не позволило компаниям-импортерам сформировать планы закупок в нормальном режиме. Доля России в импорте Турции по-прежнему составляет 69%.

Бангладеш осталась на третьем месте со стабильным объемом в 1,92 млн тонн, сократив закупки незначительно - на 4,1%. Доля нашей страны в общем объеме импорта пшеницы этой страны составила 28%.

Впервые с сезона 2014/15 Пакистан возобновил импорт российской пшеницы и сразу же занял четвертую позицию в рейтинге крупнейших покупателей. Он закупил 1,51 млн тонн (38%) из общего объема почти 4 млн тонн, которые страна импортировала на фоне снижения валового сбора и постоянно растущего внутреннего спроса. Ранее Пакистан сам был экспортером и получал субсидии на экспорт зерна. Ожидается, что в 2021/22 году Пакистан будет закупать сопоставимые объемы, несмотря на восстановление урожая.

Азербайджан увеличил импорт российской пшеницы на 7% до 1,37 млн тонн, и это пятая строчка рейтинга. Как правило, объем поставок в эту страну колеблется на уровне 1,2-1,3 млн тонн (за исключением провального 2018/19 года - 0,62 млн тонн, когда значительные закупки были сделаны в Казахстане). Традиционно Россия занимает более 90% импорта главной культуры этой страны.

Иран находится на шестом месте с объемом 1,27 млн тонн. Его импорт на сезон 2019/20 (июль - май) сократился на 18,1%. Однако в июне из-за ожидаемого сокращения валового сбора из-за засухи эта страна импортирует из России около 320 тыс. тонн пшеницы, что выведет объем экспорта в этом направлении на уровень выше, чем в прошлом сезоне - 1,59 млн тонн (в 2019/20 году - 1,55 млн тонн). Доля России в иранском импорте превысит 90%. Импорт пшеницы в Исламскую Республику в месяц, когда начинается сбор урожая, является весьма необычным явлением и свидетельствует о том, что угроза снижения валового сбора Ирана в этом году весьма существенна. Основные поставки осуществляются через Черное море (90% объема), в то время как кукуруза и ячмень поставляются через порты Каспийского моря.

Значительный рост отгрузок российской пшеницы зафиксирован и в некоторых странах Юго-Восточной Азии. Так, экспорт на Филиппины увеличился со 175 тыс. до 542 тыс. тонн, в Таиланд - с нуля в прошлом сезоне до 309 тыс. тонн. Не отстают и восточноазиатские направления - Монголия (с 98 тыс. до 262 тыс. тонн), Южная Корея (с 0,4 до 86,2 тыс. тонн), а также Африка (Нигерия, Кения, Того, Ангола, Конго).

После четырехлетнего перерыва возобновился экспорт основной зерновой культуры в Саудовскую Аравию. За первые 11 месяцев года туда было отгружено 123 500 тонн благодаря допуску российской пшеницы к тендерам SAGO в части снижения требований по поражению жучком с 0,1% до 0,5%. Впервые с сезона 2018/19 начались отгрузки в Иорданию - 228 100 тонн. Поставки пшеницы в Бразилию также растут, несмотря на высокую конкуренцию со стороны Аргентины: всего за пару сезонов экспорт увеличился в девять раз, с 26 200 тонн в 2018/19 году до 237 600 тонн в 2020/21 году.

Следует отметить, что из-за жестких требований фитосанитарного контроля и ограничений в отношении российских регионов-поставщиков отечественная пшеница практически не представлена на рынках таких стран, входящих в топ-10 крупнейших экспортеров, как Китай, Индонезия, Алжир, Марокко и Япония. Однако есть шансы на возобновление экспорта в Индонезию благодаря усилиям Россельхознадзора (поставки отсутствуют с ноября 2019 года), а Алжир был открыт для российской пшеницы еще в сезоне 2019/20 за счет снижения требований по поражению клопами (с 1% до 0,5%), и, возможно, какие-то объемы будут продаваться и там.

Что касается ячменя, то Саудовская Аравия на протяжении многих лет является безусловным лидером российских закупок. За первые 11 месяцев 2020/21 года она импортировала 2,63 млн тонн этой культуры, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2019/20 года. Рост сопровождался резким снижением поставок из ЕС и Украины.

Иран находится на втором месте по объему экспорта ячменя с 971 тыс. тонн (снижение на 19% за год), что меньше его обычного показателя в 1-1,3 млн тонн. Снижение объемов торговли было вызвано проблемами с урегулированием и увеличением закупок в Ираке.

Иордания замыкает тройку лидеров с 550 тыс. тонн (в 2019/20 году - 183 тыс. тонн). Экспорт в эту страну колеблется в зависимости от конкуренции с европейскими странами.

На четвертом месте находится Тунис, который начал импортировать российский ячмень в марте 2020 года. С июля по май сезона 2020/21 туда было отгружено 514 тыс. тонн. В предыдущем году объем был в 10 раз меньше. Ливия входит в пятерку крупнейших покупателей этой культуры в России. Последние два года она наращивает импорт. За 11 месяцев сезона 2020/21 страна импортировала 429 тыс. тонн (рост на 49% к предыдущему году). Другим традиционным покупателем отечественного ячменя является Турция. В последние три года ее закупки были относительно стабильными - 318 тыс. тонн в период с июля по май прошлого года. Израиль увеличил импорт из России в 3,4 раза - до 213 тыс. тонн. Впервые с мая 2020 года пять грузов ячменя было закуплено в ОАЭ. В сезоне 2020/21 туда будет отправлен рекордный объем - более 148 тыс. тонн.

Так, российский ячмень занимает от 37% до 75% в импорте восьми крупнейших стран-покупателей, что свидетельствует о повышенном спросе на него на мировом рынке. Но, например, лидер этой культуры на мировом рынке - Китай - импортирует из России не более 1% от общего объема из-за региональных ограничений по происхождению (только восточные регионы России). За 11 месяцев 2020/21 года Китай импортировал 90 тыс. тонн.

Основными импортерами российской кукурузы на протяжении нескольких лет остаются Иран и Турция - 1,02 млн и 916 тыс. тонн соответственно по итогам сезона июль-май. В предыдущие два сезона первые закупали у России более 1,7 млн тонн.

Южная Корея постепенно восстанавливает уровень импорта кукурузы из нашей страны. За неполный сельскохозяйственный год республика закупила 472 тыс. тонн, что в 2,4 раза больше, чем за аналогичный период 2019/20 года. Однако в сезоны 2015/16 - 2017/18 объем импорта был значительно выше - 948-971 тыс. тонн. На этом рынке России приходится конкурировать с Украиной, которая прочно обосновалась на нем.

Китай активно наращивает импорт российской кукурузы - 267 тыс. тонн за 11 месяцев, что в 4,4 раза больше, чем годом ранее. С сезона 2017/18 поставки в эту страну выросли более чем в 10 раз. Основные поставки кукурузы в Китай осуществляют США, Бразилия и Украина.

Поддерживался баланс между экспортом и насыщением внутреннего рынка

Виталий Сергейчук, генеральный директор компании "Деметра-Холдинг

Экспорт пшеницы компанией "МироГрупп Ресурс" (входит в холдинг "Деметра-Холдинг", который на 50,001% принадлежит ВТБ) в сезоне 2020/21 превысит 5 млн тонн (3,7 млн тонн в 2019/20). Наши компании провели отличный год и выполнили планы по транспортировке и перевалке зерна, а по объему экспорта мы уверенно входим в топ-3 на рынке. Что касается структуры поставок, то мы традиционно отправляли зерно в Египет, Африку, Ближний Восток и Юго-Восточную Азию. После пятилетнего перерыва Россия возобновила экспорт пшеницы в Пакистан, сразу заняв долю рынка в 38%, и мы также участвуем в формировании экспорта в этом направлении. Еще одним крупным покупателем российской пшеницы является Бангладеш, куда в прошлом году наши поставки превысили четверть миллиона тонн. На мой взгляд, введенные правительством меры по регулированию внешней торговли зерном позволили нам сохранить баланс между экспортными поставками и насыщением внутреннего рынка. В июне начала действовать плавающая пошлина на экспорт зерна, и мы уже видим первые результаты. Я считаю, что когда зерновые рынки нормализуются и не будет глобальных и внутренних инфляционных факторов, регулирующие меры можно будет отменить, и мы вернемся к полностью рыночному ценообразованию. Demetra-Holding усиливает свое присутствие в ряде ключевых зернопроизводящих регионов России для работы напрямую с агрохолдингами и фермерами - количество наших региональных подразделений в этом году увеличилось с 6 до 11. Развитие нашей региональной сети и оптимизация железнодорожных маршрутов для отгрузки зерна в порты также укрепили наш экспортный потенциал. А поскольку увеличение объемов урожая и поставок на внешние рынки предполагает дополнительную нагрузку на экспортную инфраструктуру, включая порты, железнодорожный и автомобильный транспорт, важной стратегической задачей для нас сейчас является увеличение мощности и пропускной способности наших терминалов. Мы уже приступили к реализации ряда инвестиционных проектов в этой области - проектируем новую железнодорожную ветку к терминалу в Тамани, в котором нам принадлежит 50%; договорились с ОЗК о совместном строительстве новых причалов в порту Новороссийск, что позволит почти вдвое увеличить мощности НЗТ и НКХП; проектируем новые силосы и дополнительные автоприемные сооружения на терминале НЗТ; работаем над проектом строительства еще одного терминала в Тамани совместно с Efko.

Пути выхода

В сезоне 2020/21 регулярно устанавливаются экспортные рекорды по маршрутам перевозок, а также способам доставки зерна на внешние рынки. Например, перевалка через порт Кавказ может составить 12,4 млн тонн (по оценке на середину июня), что на треть больше, чем в предыдущем сельскохозяйственном году. Таким образом, будет повторен рекорд сезона 2017/18. Порт Тамань увеличит объемы с 2,84 млн тонн до 3,37 млн тонн (плюс 18%), малые порты увеличат экспорт до 6,73 млн тонн за счет роста поставок в Грецию, Египет, Израиль и другие страны, несмотря на снижение поставок в Турцию.

Наиболее значительный рост зафиксирован в портах Балтии (включая Финляндию) - почти в два раза больше, примерно до 2 млн тонн. Причины такого увеличения объемов - рекордный урожай зерна в центре России, перегруженность портов на юге страны и проблемы с производством в Европе.

Новороссийск также осуществлял перевалку рекордными темпами, предварительный объем которой оценивается в 16,2 млн тонн, что на 13% выше уровня предыдущего сезона. Среди основных экспортных направлений значительное снижение было зафиксировано только по одному - каспийские порты в Иран - минус 36%.

Стоит также отметить самые большие в истории объемы, которые пошли в направлении Монголии, Китая и портов Дальнего Востока. В рамках общероссийского экспорта они не очень значительны, но динамика роста в разы к прошлым периодам - впечатляет. Так, в Китай через пограничные переходы было отправлено более 0,5 млн тонн зерна, или в 3,6 раза больше, чем год назад, в Монголию - в 2,2 раза, в порты Дальневосточного федерального округа - в 1,5 раза. Экспорт по этим дальневосточным направлениям стимулировали также субсидии на железнодорожные перевозки, позволяющие компенсировать 100% пробега грузов из Сибирского и Уральского регионов и введенные на круглогодичной основе.

Экспорт зерна по железной дороге в июле-мае 2020/21 года составил 18,6 млн тонн, что выше, чем за весь предыдущий сезон (13,5 млн тонн) и на уровне рекордного 2017/18 года (18,6 млн тонн). Осенние отгрузки достигли 2,3-2,5 млн тонн в месяц против максимальных 1,6-1,8 млн тонн, которые имели место в 2017/18 сельскохозяйственном году. По итогам сезона ожидался исторический рекорд железнодорожных отгрузок зерна на экспорт, который аналитический центр "Русагротранса" в июне оценил в 19,3 млн тонн. Доля железных дорог в российском экспорте зерна выросла до уровня 42% 11 лет назад против 32-36% в последние годы. Это связано, прежде всего, с увеличением инфраструктурных мощностей, а именно с ростом почти на четверть мощностей по выгрузке вагонов на терминалах Новороссийска. Свой вклад внес и рост вагонного парка: за последние четыре года их количество увеличилось на 10 тыс. единиц до 51 тыс. единиц за счет роста крупнотоннажных и "тяжеловесных" вагонов (с нагрузкой свыше 76 тонн). Кроме того, увеличился объем отгрузок зерна из Центрального и Приволжского регионов, собравших в прошлом году рекордный урожай. В частности, экспортные отгрузки из Центра выросли до 8,4 млн тонн против 4,7 млн тонн годом ранее (+78,3%), а из Поволжья - до 5,1 млн тонн против 1,8 млн тонн (рост в 2,8 раза). Экспорт из Сибири вырос на 1,7% до 1,46 млн тонн. На отгрузках из южных регионов (Южный федеральный округ плюс Северо-Кавказский федеральный округ) негативно сказалось сокращение валового сбора зерна в 2020 году. В результате - минус 35,9% к объему предыдущего сезона до 3,4 млн тонн, что является самым низким показателем за последние четыре сельскохозяйственных года.

Новороссийск является крупнейшим экспортным направлением для поставок из всех округов: Юг и Центр отправляют сюда соответственно 59% и 60% от общего объема экспорта, Приволжский федеральный округ - 50%, ЮФО - 24%. Приволжье и Юг тяготеют к поставкам в Азербайджан - 19% и 13% от общего объема соответственно, а Центральный федеральный округ является основным поставщиком на Балтику - 16%. Сибирь грузит по железной дороге большой объем зерна на экспорт в Китай и Монголию - 27%, в Казахстан - 21%, в порты Дальнего Востока - 11%.

В направлении портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), где помимо железных дорог присутствует автомобильный транспорт, также были достигнуты впечатляющие результаты. Так, доля железных дорог в направлении терминалов Новороссийска в июле-мае 2020/21 года увеличилась с 48% до 64% за год. На малые порты и порт Кавказ она составляет 9,4% против 3,7% ранее. В Тамань доля железной дороги также выросла до 11,8% против 2,3% в 2019/20 году, и это несмотря на то, что в порту нет прямой выгрузки вагонов, а зерно из вагонов перегружается в автомобили, которые уже доставляют его на терминал.

Ценовая среда

Резкое развитие ценовой ситуации как на экспортных рынках, так и, соответственно, внутри страны стало главным камнем преткновения для дальнейшего развития отечественного зернового комплекса в завершившемся сезоне. Экспортные цены на пшеницу с протеином 12,5% в российских глубоководных портах начинались от $195/т FOB, но уже к октябрю цены достигли $250/т, несмотря на рекордный урожай в мире и второй по величине урожай в России. Их подстегнуло желание импортеров накопить запасы на несколько волн пандемии коронавируса, и этот процесс был запущен весной 2020 года. Конечно, китайский спрос на кукурузу и сою на фоне восстановления поголовья скота после разрушительных последствий африканской чумы свиней также оказал решающее влияние на цены на пшеницу. Свою лепту внесли и спекулятивные фонды, инвестирующие в растущие товарные рынки на фоне резкого увеличения денежной массы в мире, которое было направлено, в том числе, на борьбу с последствиями распространения COVID-19.

К февралю 2021 года цена взлетела еще выше, до $290/т, подстегнутая планами России ввести экспортные пошлины, временным закрытием экспорта из Румынии и перебоями в поставках со стороны Аргентины, которая также намеревалась ограничить внешнюю торговлю, в том числе пшеницей, из-за резкой продовольственной инфляции. Россия также столкнулась с аналогичной проблемой роста цен на продовольствие, в том числе на зерно и другое сельскохозяйственное сырье. А поскольку внутренний спрос превысил экспортный потенциал, российские потребители вступили в еще более жесткую конкуренцию за зерно с экспортерами, чем это было в сезоне 2019/20. В результате цена на пшеницу (протеин 12,5%) на Юге выросла с 11,4 тыс. руб/т EXW без НДС в начале июля 2020 года до рекордных 17,7 тыс. руб/т в октябре, или в 1,5 раза всего за четыре месяца. В Центре по аналогичным причинам, а также при значительном влиянии на стоимость зерна в этом регионе отечественных переработчиков, в первую очередь животноводов, цена основной зерновой культуры выросла с 11,2 тыс. руб/т до 16,4 тыс. руб/т.

Цена порта CPT Новороссийск к концу октября 2020 года выросла до 19 тыс. руб/т без НДС, или в 1,5 раза к началу сезона. В Сибири и на Урале, помимо спроса на экспорт через порты ACB, стоимость зерна повышалась за счет продолжающейся активности по закупке из Казахстана. При этом, если в СФО объем сбора пшеницы незначительно увеличился во всех основных регионах-производителях, кроме Алтайского края, то на Урале произошло существенное снижение на 2019 год, что еще больше осложнило ситуацию. В результате цена на пшеницу четвертого класса в УФО в ноябре выросла до 14,6 тыс. рублей без НДС, или более чем в 1,2 раза по сравнению с сентябрем. Все это происходило на фоне девальвации рубля, которая началась с первой волной коронавируса в марте 2020 года.

После пика в начале 2021 года цены FOB пошли вниз, в том числе из-за чрезвычайно высокой конкуренции со стороны Австралии, собравшей почти рекордный урожай пшеницы, значительных ресурсов по потенциалу до конца сезона со стороны стран Балтии, и частично - США и Канады на общих рынках Юго-Восточной Азии. Даже Аргентина и Индия, вышедшие на рынок после длительного перерыва со своей пшеницей, повлияли на цену зерна.

К апрелю этого года экспортная цена на основной урожай снизилась до $235-240/т FOB. Внутри рынка - на Юге и в Центре - под влиянием не столько внешних условий, сколько введенных пошлин, стоимость пшеницы снизилась с пиковых значений примерно на 18-23%. Впоследствии цены вновь выросли, но это было связано с потребностью отечественных переработчиков в закупке сырья при нежелании аграриев продавать его после получения рекордных доходов от продажи зерновых и масличных, когда они не нуждались в средствах. В Сибири наблюдалась гораздо меньшая просадка, чем в южных и центральных регионах страны, что связано с сохраняющимся спросом со стороны Казахстана и общим исчерпанием ресурсов для экспорта.

Перспективы на новый сезон

Судьба урожая 2021 года пока не очень ясна. Еще осенью казалось, что из-за рекордной засухи во время сева озимой пшеницы во всех регионах юга (кроме Краснодарского края) и южных областях Центрально-Черноземного региона, Россия соберет довольно средний урожай, даже несмотря на рекордные площади. По данным Росгидромета, по состоянию на ноябрь площадь неубранных посевов составляла более 20%. Однако в зимние месяцы ситуация значительно улучшилась благодаря хорошим осадкам в южных регионах. В то же время февральское потепление и перепады температур в Центрально-Черноземном регионе, Волгоградской области и на юге Саратовской области привели к образованию ледяной корки, что увеличило ущерб, нанесенный посевам в этих регионах.

Однако рекордный повторный сев, достигший 1,5 млн га яровой пшеницы против обычных для ЦФО 800-900 тыс. га, нивелировал большую часть потерь, а благоприятная ситуация с дождями улучшила положение. В результате в середине июня прогноз валового сбора пшеницы аналитического центра "Русагротранс" составлял 82 млн тонн (годом ранее было собрано 85,9 млн тонн), зерна - 127,5-128 млн тонн (133,5 млн тонн), несмотря на засуху на севере Поволжья, на Урале и частично в Сибири (Омская область). Есть вероятность, что регионы юга могут дать более высокий урожай, чем ожидалось, и валовой сбор пшеницы и, соответственно, зерна будет еще выше. Это означает, что экспортный потенциал в сезоне 2021/22 будет не меньше, чем в 2020/21, а именно около 51 млн тонн зерна и более 40 млн тонн пшеницы.

Такие традиционные импортеры российской пшеницы, как Турция и Иран, вероятно, увеличат и сохранят высокую долю нашего зерна в своих закупках в период засухи. Кроме того, Азербайджан, где российская пшеница традиционно конкурентоспособна, скорее всего, продолжит импорт. Поставки в Египет, Пакистан, Нигерию и Бангладеш могут быть сокращены, но в любом случае доля России на этих рынках останется ключевой. Ячмень будет пользоваться спросом в Саудовской Аравии и Иране. Все это позволит России реализовать имеющийся экспортный потенциал.

Новый сельскохозяйственный год начался с достаточно высоких цен спроса на пшеницу - $250-255/т против $200/т год назад. При таких показателях, даже в условиях плавающей пошлины, экономика сельхозпроизводителей в регионах, где основная часть экспорта идет в порты Азовского и Черного морей, будет приемлемой. В то же время, учитывая резко возросшую стоимость всех ресурсов, используемых для производства зерна, особенно минеральных удобрений, уже в сезоне 2022/23 года при ухудшении экспортной ситуации отпускные цены могут опуститься ниже себестоимости. Уровень себестоимости ячменя, который несколько ниже пшеницы ($245/т), и кукурузы, которая в новом сезоне может стоить столько же, сколько основная зерновая культура ($260/т) или меньше, означает, что разница в целевой цене этих культур и первой экспортной позиции совершенно не коррелирует с реальным рынком. Это приводит к неадекватно высокому уровню пошлины на ячмень и кукурузу по отношению к ценовой ситуации и незаинтересованности фермеров снижать цену на них в необходимом объеме, чтобы продать их экспортерам. Эту ситуацию можно несколько смягчить, выдавая субсидии на проданное зерно за счет бюджетных средств, полученных от пошлин.

Безусловно, все участники зернового рынка - производители, экспортеры, отечественные переработчики и государство - заинтересованы в дальнейшем сбалансированном развитии зернового комплекса в части роста урожайности, посевных площадей, внутреннего потребления и спроса, а также в достижении тех показателей, которые обозначены в зерновом секторе Правительством страны. Поэтому стоит надеяться, что в будущем таможенно-тарифное регулирование станет более комфортным и будет работать в интересах всех сторон - от производителей до экспортеров и потребителей зерна.

Сервис аттестации контрагентов ДАТА1861 предназначен для упрощения документооборота на аграрном рынке России.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍