Россия и Китай подписали контракт на поставку зерна и масличных культур на сумму 2,5 триллиона рублей

Обновлено 18 октября 2023 - 10 месяцев назад

Соглашение может стать фактором развития растениеводства и повышения его эффективности в Сибири и на Урале. Новосибирская производственно-экспортная компания ЭПТ (входит в российскую группу компаний "Новый сухопутный зерновой коридор") и китайская государственная корпорация China Chengtong International, Ltd. на полях международного форума сотрудничества "Один пояс, один путь", проходящего в Пекине при участии Комитета по контролю и управлению государственными активами Китая (SASAC), подписали генеральный контракт на поставку в Китай 70 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур, произведенных на Урале, Дальнем Востоке и в Сибири.

"Сегодня мы подписали один из крупнейших контрактов в истории России и Китая на сумму почти 2,5 триллиона рублей (25,7 миллиарда долларов) на 70 миллионов тонн на 12 лет поставок зерновых, зернобобовых, масличных грузов", - заявил Карен Овсепян, лидер инициативы "Новый сухопутный зерновой коридор". Он также сообщил о скором запуске "Сухопутной зерновой инициативы": межгосударственное соглашение о "Новом сухопутном зерновом коридоре" будет подписано на встрече глав правительств России и Китая в последних числах ноября - начале декабря. По его словам, благодаря "Забайкальскому зерновому терминалу" новая инициатива позволит увеличить экспорт российского зерна в Китай до 8 млн тонн, который в перспективе планируется довести до 16 млн тонн за счет строительства новой инфраструктуры.

"Забайкальский зерновой терминал" является частью "Нового сухопутного зернового коридора". Летом этого года он начал регулярные поставки в Китай. Инвестиции в проект составили 9 млрд рублей. В мае этого года президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о заключении межправительственного соглашения с Китаем по проекту "Новый сухопутный зерновой коридор Россия-Китай". Он должен быть направлен на увеличение производства зерна в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а также его экспорта на китайский рынок. Ключевым элементом проекта "Новый сухопутный зерновой коридор Россия-Китай" станет Забайкальский зерновой терминал.

Конечно, необходимы детали соглашения, но, скорее всего, оно не будет обязательным для обеих сторон, считают в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). На данный момент ИКАР не видит потенциала для поставок в таких объемах - 70 миллионов тонн. По словам генерального директора ИКАР Дмитрия Рылько, в обозримой перспективе возможный объем экспорта в Китай из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока составляет 3-3,5 млн тонн зерновых, зернобобовых, масличных культур и масел в год, при этом на дальневосточную сою и продукты ее переработки приходится чуть более 1 млн тонн. Он добавил, что между российской и китайской сторонами уже есть договоренность о строительстве портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке.

"Наш основной экспортный товар - пшеница, а китайцам нужна высококачественная пшеница с содержанием белка 14,5%, а не фуражная. Такой пшеницы на Дальнем Востоке вообще нет, на Урале и в Сибири ее мало, и ее обычно расхватывают местные мукомолы. Есть и другие виды зерна, мука, крупы, бобовые, растительные масла, шрот. Сейчас, насколько мы понимаем, по ряду причин этот вид грузов в основном идет в обход Забайкальского зернового терминала в Китай", - прокомментировал Рылько.

Независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут говорит, что теоретически потенциал Сибири, Дальнего Востока и Урала позволяет отправить в Китай 70 миллионов тонн зерновых, бобовых и масличных культур. В целом, по его мнению, заключение подобных соглашений может стать мощным фактором для развития растениеводства и повышения его эффективности в Сибири и на Урале. "Но дьявол обычно кроется в деталях <...>. Во-первых, если я правильно понимаю, это не контракт, а меморандум о намерениях, и вопрос в том, между кем он был заключен - между двумя частными компаниями или между РФ и КНР? Дело в том, что в Китае действует система квот на импорт той же пшеницы: в пределах квоты пошлина составляет 1%, за пределами квоты - 65%", - поясняет Корбут. Соответственно, продолжает он, возникает вопрос, есть ли с китайской стороны обязательства, что объемы будут в пределах квоты.

Во-вторых, эксперт сомневается, что эти объемы с Дальнего Востока будут перевозиться через Забайкальск, так как это неудобно с точки зрения логистики. По его мнению, для выполнения обязательств по такому контракту необходимо решение правительства о льготных железнодорожных тарифах на период действия договора поставки, причем от всех трех федеральных округов. Вызывает вопросы и сумма контракта: из него следует, что средняя цена за тонну поставляемой продукции составляет около $360, в то время как в Китае правительство поддерживает закупочную цену на пшеницу на уровне $320/т.

Кроме того, неясно, как будут решаться вопросы логистики в самом Китае: северо-восток страны является основным производителем зерна, и оттуда огромные объемы сельскохозяйственной продукции транспортируются в южные регионы, где сосредоточено и основное население, и основная переработка. При этом в Китае остро стоит проблема перегруженности железных дорог. "Соответственно, встает вопрос о доставке продукции по железной дороге сначала в порты, но они также перегружены зерном", - комментирует Корбут.

Эксперт считает, что потенциально наличие такого договора положительно влияет на общую ситуацию и показывает возможности сторон, но сейчас нет понимания, будет ли решен вопрос с квотами на импорт в Китай на государственном уровне. Но сам факт подписания соглашения на полях форума "Один пояс - один путь" дает надежду на то, что для сибирского зерна появится новый экспортный маршрут, заключил он.

Производственно-экспортная компания EPT является уполномоченным оператором программы "Новый сухопутный зерновой коридор" по развитию контрактного производства зерна и инфраструктуры магистральных элеваторов на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. China Chengtong - государственная компания по управлению активами, управляемая Комиссией по контролю и управлению государственными активами при Государственном совете Китайской Народной Республики. Она является основным акционером нескольких центральных государственных предприятий, таких как National Petroleum and Natural Gas Pipe Network Group Co. (PipeChina) и China Green Development Group Co. (CGDG). В сферу деятельности компании входят инвестиции, операции с акциями и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.

Подробнее

Продажа зерна с умом

Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.

Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.

Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍