Российские фермеры призвали отменить экспортную пошлину на зерно
Обновлено 10 марта 2022 - 2 года назад
По словам президента АККОР Владимира Плотникова, если оставить пошлину, производство зерна станет нерентабельным и "прогрессивные достижения, которые были достигнуты в последние годы", будут утрачены.
Общие потери - более 200 миллиардов рублей.
Накануне съезда Госдума представила проект рекомендаций к парламентским слушаниям по государственному регулированию системы ценообразования на продовольствие, согласно которому депутаты также рекомендуют правительству совместно с отраслевыми союзами АПК проработать вопрос о целесообразности отмены плавающей экспортной пошлины на зерно или внесения изменений в ставки пошлины.
Владимир Кашин, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, отметил, что депутаты жестко поставили вопрос об отмене пошлины или снижении ее до минимума: "Тогда сумма, изымаемая с килограмма зерна, будет не такой большой.
2 июня 2021 года Россия ввела механизм демпфирования зерна. В результате была введена плавающая пошлина на экспорт основных зерновых культур из России, которая зависит от цены на мировом рынке. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Кроме того, был введен возврат пошлин, уплаченных экспортерами при возврате зерна в сельское хозяйство.
По мнению Минсельхоза, такой механизм позволяет предотвратить снижение доходности аграриев и объемов производства продукции АПК из-за применения мер таможенно-тарифного регулирования. Он также создает необходимые условия для дальнейшего развития перерабатывающего сектора и животноводства. Кроме того, действие механизма постоянной плавающей пошлины должно было повысить предсказуемость и контролируемость рыночной ситуации, а также снизить зависимость внутреннего рынка от мировой конъюнктуры.
По данным Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, экспортные пошлины на зерно, масличные культуры и подсолнечное масло принесли в федеральный бюджет в прошлом году более 91,9 млрд. рублей. Взимание пошлин "привело к существенному снижению рентабельности сельскохозяйственного производства", при этом принятые меры не оказали влияния на продовольственную инфляцию.
Владимир Кашин ранее говорил, что сельхозпроизводители лишаются 7 рублей с каждого килограмма отправленного на экспорт зерна в виде пошлины, а общие потери за год превышают 200 млрд рублей. Однако осенью премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении регионам более 10 млрд рублей в рамках нового механизма демпфирования зерна.
Выделенные средства должны поступить в 62 региона, для каждого из которых объем финансирования рассчитывался из объема полученной продукции.
Кроме того, Министерство сельского хозяйства недавно ввело квоту на экспорт зерна до 30 июня 2022 года. По словам Максима Титова, директора департамента регулирования рынков сельскохозяйственной продукции Минсельхоза, объем квоты будет определен исходя из урожая текущего сельскохозяйственного сезона (июль - июнь) и фактического объема экспорта в первой половине сельскохозяйственного года (июль - декабрь 2021 года).
По оценкам "СовЭкон", квота на экспорт российской пшеницы будет выполнена полностью или почти полностью. Риск возникновения проблем с поставками из Черноморского региона, по мнению аналитиков Центра, остается низким. В то же время ограничивающим фактором может стать снижение спроса импортеров и их переключение на других поставщиков, но пока этот сценарий выглядит теоретическим, уточняет "СовЭкон".
Снижение экспорта
По данным Минсельхоза, рентабельность производства пшеницы в России в прошлом году снизилась до 51,8% с 56,1% в 2020 году без учета господдержки. Показатель продемонстрировал отрицательную динамику впервые с 2017 года, когда рентабельность составила 20,8%. Причиной снижения рентабельности производства пшеницы вновь стали неблагоприятные погодные условия в ряде российских регионов. А вот по другим культурам показатель, наоборот, вырос (кукуруза, зернобобовые, подсолнечник, соя, сахарная свекла). Другие причины снижения рентабельности - двукратный рост цен на удобрения, средства защиты растений и ГСМ, а также ограничение отпускной цены экспортной пошлиной, которая не позволила компенсировать рост затрат.
В этом году, по прогнозу Российского зернового союза, рентабельность производства зерна может резко снизиться на фоне высоких экспортных пошлин, что приведет к увеличению недополучения прибыли производителями.
В целом в сезоне-2021/2022 российское зерно и продукты его переработки были отправлены в 140 стран мира. По данным Россельхознадзора, в сезоне-2021/2022 из России было экспортировано 31,5 млн тонн зерна и продуктов его переработки, включая поставки в страны ЕАЭС. Из этого объема было экспортировано 28,1 млн тонн зерновых и зернобобовых культур и 26,9 млн тонн зернопродуктов.
В текущем зерновом сезоне экспортеры активно интересуются маршрутными перевозками, которые позволяют доставлять грузы без остановок в пути. Операторы, использующие технологические решения, повышают свою конкурентоспособность и улучшают экономику перевозок. Но в то же время сегодня на фоне введения плавающей пошлины скорость доставки груза в порты стала играть решающую роль. Поэтому экспортеры, как уже отмечалось, зачастую отдают предпочтение автомобильному транспорту - из-за скорости, а также острой нехватки локомотивной тяги (как магистральной, так и станционной), что также ухудшает скорость доставки зерновых грузов в порт по сети. Следует отметить, что, по данным ОАО "РЖД", доля зерна в структуре экспортных грузоперевозок на конец 2021 года составила 2,4%.
По прогнозам, экспорт российского зерна в 2021/2022 годах может составить около 43 млн тонн, в частности пшеницы - 33 млн тонн. По словам Дмитрия Рылько, генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), не исключено, что экспорт пшеницы составит менее 33 млн тонн. Это может быть связано с тарифными квотами, низким спросом и логистическими трудностями, пояснил он.
По данным АО "Русагротранс", в сезоне 2021/2022 годов наблюдается тенденция снижения экспортных перевозок зерна в связи с сокращением урожая в Центральном регионе и Поволжье и высокой конкуренцией со стороны некоторых европейских стран и стран Южного полушария (Аргентина и Австралия). Это отражается в экспортных железнодорожных перевозках зерна, которые в июле 2021 - январе 2022 года снизились в 1,7 раза до 8,35 млн тонн и приблизились к уровню сезона 2019/2020, который стал рекордным для прошлого сезона.
Сегодня существуют трудности с наличием маневровой тяги, что приводит к простоям на станциях отгрузки уже обработанных вагонов, прежде всего на Юге и в Центре. "Это приводит к ухудшению оборота вагонов и снижению эффективности использования парка. В целях сокращения простоя порожних вагонов-зерновозов в брошенных поездах считаем целесообразным усилить контроль за ритмичной подачей груженых вагонов под выгрузку в порты Новороссийск, Туапсе при наличии свободных мощностей", - отмечают в компании.
Кроме того, основные трудности при перевозке зерновых грузов сегодня наблюдаются с заторами на сухопутных пограничных переходах с Китаем. ОАО "РЖД" и Китайские железные дороги вводят ограничения и запреты на прием зерна и других видов грузов в вагоны.
Монополия подчеркивает, что перевозкам зерновых грузов уделяется пристальное внимание. Так, для обеспечения максимального объема экспорта зерна с 2019 года ряд грузов разрешено перевозить на особых условиях в альтернативном подвижном составе с использованием вагонной вставки, а именно в универсальных крупнотоннажных контейнерах с использованием контейнерной вставки, в крытых вагонах с вагонной вставкой и без нее, а также в полувагонах, вагонах-термосах и вагонах-термосах с использованием вагонной вставки. Кроме того, рассматривается вопрос об аренде инфраструктуры грузовых дворов, ведется работа по оснащению грузовых терминалов специализированным погрузочно-разгрузочным оборудованием для работы с зерновыми грузами, внедрена технология ежедневного клиентского плана погрузки грузоотправителя и прогноза предъявления груза на декаду.
Ниша для контейнеров
По данным РЖД, в 2021 году в контейнерах было отправлено 442 тыс. тонн зерна, что более чем в 2 раза превышает показатель 2020 года и в 7,6 раза - показатель 2015 года. В том числе во внутреннем сообщении в контейнерах было отправлено 0,1 млн тонн зерна (+13,3%), на экспорт - 0,4 млн тонн (рост в 2,4 раза). Участники рынка связывают рост отгрузки зерна в контейнерах с ростом торговли с Китаем и странами АТЭС, а также общим расширением контейнерных перевозок. "Введение экспортных пошлин также привело к поиску новых каналов транспортировки сельскохозяйственной продукции. Тенденция контейнеризации зерновых перевозок продолжится, возможно, рост будет не таким быстрым, не в разы, а на 30-40% в год", - говорит Михаил Мезенцев, генеральный директор цифровой мультимодальной экспедиторской компании Alltrucks.
Развитие перевозок зерна в контейнерах во многом зависит от отношений между Россией и Китаем: чем они крепче, тем активнее будут развиваться перевозки зерна в этом виде подвижного состава, считают в компании "ПГК".
"Сейчас они перевозят в основном бобовые и семена льна на экспорт. После того как Китай запретил перевозку грузов в других типах вагонов, в том числе зерновых культур, через пограничные переходы, объем их перевозок может увеличиться. Однако следует отметить, что доля бобовых и льна в общей структуре сбора остается незначительной, а пшеница, ячмень и другие культуры вряд ли будут перевозиться в больших объемах в контейнерах", - говорят в компании "ПГК".
Кроме того, массовому переходу на перевозку зерна в контейнерах препятствует техническая неготовность портов к работе с контейнерами. Существующая инфраструктура специализирована для работы с бункерами-зерновозами.
Что касается общей погрузки зерна на сети, то в прошлом году она снизилась на 10,1% до 25 млн тонн, в том числе 10,9 млн тонн (-2,6%) на внутренний рынок и 14,2 млн тонн (-15,2%) на экспорт. На отрицательную динамику повлияло снижение урожайности, на которую, в свою очередь, повлияли неблагоприятные погодные условия (засуха, гибель озимых и т.д.). При этом в течение года наблюдалась разнонаправленная динамика погрузки зерна: в начале года она была положительной и значительно превышала уровень 2020 года.
В текущем году, по прогнозу ОАО "РЖД", погрузка зерновых грузов составит 26 млн тонн и вырастет на 3,5%. Увеличение объема поставок будет связано с ожидаемым ростом валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране и высоким спросом на российскую зерновую продукцию на мировом рынке.
По прогнозам операторов, с расширением посевных площадей, увеличением потребления удобрений и, как следствие, ростом урожая, все это влечет за собой увеличение погрузки. В этом году вырастет экспорт зерна в Китай, что связано с постоянно ухудшающимися торговыми отношениями между Китаем и США. Кроме того, прогнозируется, что объем импорта из США масличных и зернобобовых культур перераспределится и львиная доля пойдет в Россию, считает руководитель отдела продаж мультимодальной логистической компании Nawinia Мария Иневаткина.
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке зерна для Вашей точки выгрузки.
ПодробнееМатериалы по теме
Продажа зерна с умом
Торговая платформа ДАТА1861 найдет лучшие предложения о покупке для Вашей точки выгрузки.
Это способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности сельхозпроизводителей.
Разместите свои предложения прямо сейчас. 👍